Быть напарником Макса Ферстаппена было проблемой последние шесть лет, но шокирующее понижение Лиама Лоусона всего после двух гонок — это экстремально, даже по стандартам Red Bull.
Юки Цунода станет последним гонщиком, который займет место, которое почти все считают самым сложным в Формуле-1, в то время как Лоусон вернется в Racing Bulls, где, как надеются, он восстановит уверенность.
Лоусон был выбран преемником Серхио Переса зимой после того, как собственные проблемы мексиканца с болидом оказали серьезное влияние на то, что Red Bull не смог сохранить Кубок конструкторов.
- Red Bull заявляет о “долге заботы” о Лиаме Лоусоне после обмена на Юки Цуноду
- Жесткая замена пилотов в Red Bull: ключевые вопросы и те, что еще предстоит задать
Хотя Перес провел четыре сезона в Red Bull, он не был стабильно близок к Ферстаппену на протяжении этого периода. До этого Алекс Албон продержался всего 18 месяцев, а Пьер Гасли — полсезона.
Это приводит к вопросу: почему так сложно быть напарником Ферстаппена?
Уникальный стиль вождения Ферстаппена

Одна из теорий, объясняющих трудности напарников Ферстаппена, заключается в том, что Red Bull разрабатывает и настраивает болид, который соответствует стилю вождения четырехкратного чемпиона мира.
Короче говоря, некоторые гонщики предпочитают болид с большей недостаточной поворачиваемостью, а некоторые — с избыточной. Ферстаппен относится к последней категории, но ему также нравится, чтобы болид резко входил в поворот на фазе апекса.

Идеальный гоночный болид не должен иметь ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости, но болид Формулы-1 обычно имеет либо то, либо другое, а иногда и то и другое.
«Мне нравится «острый» болид, но с задней частью, которая достаточно стабильна для контролируемого баланса», — сказал Ферстаппен о своем стиле вождения.
«Мне нравится сильная передняя часть. Мне не очень нравится недостаточная поворачиваемость. Она просто убивает все ощущения от болида. Сильная передняя часть с задней, которая находится на грани. Но, конечно, вам все равно нужно, чтобы задняя часть была надежной».
Албон был напарником Ферстаппена в последней части 2019 года и весь сезон 2020 года. В то время как Ферстаппен изо всех сил старался бросить вызов могущественной Mercedes, Албон боролся за выход в Q3 и регулярно должен был пробиваться через пелотон, чтобы набрать очки.
Выступая в подкасте High Performance Podcast в 2023 году, Албон использовал сравнение с компьютерной игрой, чтобы помочь людям понять, с чем он столкнулся в Red Bull с точки зрения вождения.
«Первое, что нужно сказать, многие говорят, что болид построен вокруг него, он как бы Михаэль Шумахер из Ferrari, он создал эту команду вокруг себя», — объяснил Албон.
«По правде говоря, болид такой, какой он есть, он очень быстр. У него довольно уникальный стиль вождения, к которому не так-то просто привыкнуть.
«У каждого есть свой стиль вождения, я бы сказал, что мой стиль вождения немного более плавный, но мне нравится болид с хорошей передней частью, то есть довольно резкий, довольно прямой. Максу тоже, но его уровень резкости и прямоты — это совсем другой уровень — до слез резкий.
«Чтобы дать людям какое-то объяснение того, что это может быть за ощущение, если вы полностью увеличите чувствительность [в компьютерной игре] до максимума и двигаете мышь, и она просто мечется по экрану повсюду, вот примерно так это и ощущается. Он становится настолько резким, что это немного напрягает».
Так разрабатывает ли Red Bull болид таким образом?

Ферстаппен выступает за Red Bull с 2016 года, и после нескольких сезонов он редко выпадал из темпа и не был лидером с точки зрения чистой производительности.
После нескольких аварий и разворотов в первой половине 2018 года Ферстаппен взял верх над Даниэлем Риккардо до конца того года.
С начала 2019 года голландец всего 12 раз уступал в квалификации Гасли (один раз), Албону (один раз) и Пересу (10) — несколько из этих случаев можно отнести к невезению, ошибкам команды или тактическим решениям из-за штрафов на стартовой решетке. Так неужели на протяжении всех изменений регламента и конструкций болидов за этот период Red Bull действительно отдавал предпочтение Ферстаппену?
«Вы всегда стремитесь к максимальной производительности», — заявил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в интервью Sky Sports F1 во время уик-энда Гран-при Китая.
«Быстрые болиды никогда не бывают легкими в управлении, но мы знаем, что есть производительность, которую нам нужно найти, и нам нужны оба гонщика впереди, если мы хотим иметь хоть какой-то шанс побороться за Кубок конструкторов, и, по крайней мере, за Чемпионат пилотов, вам нужно иметь второй болид в игре. Вы не можете сделать это на одной ноге».
Надавив на него, Хорнер интересно сказал: «Он [Ферстаппен] постоянно просит все больше и больше передней части болида, и вы всегда будете следовать направлению своего самого быстрого гонщика, и это направляет организацию с точки зрения ее развития».

Несмотря на это признание Хорнера, Ферстаппен не совсем доволен болидом Red Bull почти 12 месяцев с тех пор, как McLaren начал выигрывать гонки в прошлом году.
Видно, как он пилит руль или делает несколько резких движений, поворачивая болид туда, куда хочет в поворотах, поэтому трудно сказать, что, например, болид Red Bull этого года ему подходит. Разница в том, что его исключительный талант позволяет выжать максимум из своей техники, даже если она ему не по вкусу.
Нет уверенности — большая проблема
Гонщики Формулы-1 принимают сотни решений за гоночный круг, и каждое из них имеет значение для производительности.
Когда тормозить? Насколько сильно тормозить? Когда поворачивать болид? Насколько сильно поворачивать болид? Какую траекторию выбрать в повороте? Насколько сильно и когда нажимать на газ? Все это происходит за считанные секунды, а во время гонки вы делаете это, двигаясь бок о бок.
Если есть какое-либо чувство осторожности или недоверия к болиду, то у вас проблемы, и давление только усиливается, когда вы выступаете за топ-команду, такую как Red Bull.
«Лоусон отстал от Ферстаппена на семь десятых в Q1 в Китае, а Ферстаппен был третьим, а он 20-м», — сказал Мартин Брандл из Sky Sports F1, который испытал трудности, будучи напарником молодого Михаэля Шумахера в Benetton в 1992 году.

«Вы думаете: «ну, это полдесятых на поворот, это выполнимо», но это не так. Это так трудно найти. Это фундаментальный сдвиг, вам нужно найти семь десятых секунды».
Недавняя тенденция в Red Bull заключалась в том, что Перес был относительно близок к темпу Ферстаппена на ранних этапах 2023 и 2024 годов. Однако по ходу сезона разрыв между парой Red Bull рос, и Албон предположил, что это связано с тем, что болид разрабатывался для Ферстаппена, который быстрее, но сложнее в управлении.
«В итоге получилось так, особенно в мой год, что вы начинаете немного отставать, но ненамного, а затем, по ходу сезона, Макс хочет эту переднюю часть в болиде, он хочет, чтобы его болид был острее, острее», — объяснил он.
«По мере того, как он становится все острее и острее, он едет все быстрее и быстрее, а чтобы догнать его, вам нужно начать немного больше рисковать. Вы можете отстать на пару десятых в одной сессии, просто попробуйте немного больше, «хорошо, я вылетел, у меня была авария», и вам нужно перезапуститься.
«Тогда вы немного теряете уверенность, это занимает немного больше времени, этот разрыв немного увеличивается, и в следующий раз, когда вы пытаетесь выйти и сделать другую работу, другой разворот или что-то еще — это просто начинает нарастать как снежный ком. Каждый раз, когда болид становится все острее и острее, вы начинаете становиться более напряженным.
«Это как в любом виде спорта, если вы начинаете выпадать из этого потока, и вам приходится действительно думать об этом, и каждый раз, когда вы входите в поворот, вы не знаете, как он отреагирует. Это чисто уверенность в болиде, поток. Это не работает, это никогда не работает».
Ферстаппен просто слишком хорош?

При всех разговорах о стилях вождения и разработке болида для Ферстаппена, нет сомнений в том, что значительным фактором является исключительность четырехкратного чемпиона мира.
Нико Росберг из Sky Sports F1 говорит, что Ферстаппен был лучшим гонщиком, с которым он когда-либо гонялся, и ставит его в пятерку величайших гонщиков Формулы-1 всех времен наряду с Михаэлем Шумахером, Айртоном Сенной, Льюисом Хэмилтоном и Хуаном Мануэлем Фанхио.
Ферстаппен находится на пике своей формы и продемонстрировал это в 2024 году, когда, возможно, выиграл титул, не имея лучшего болида, да еще и за две гонки до конца.
Вполне возможно, что большинство гонщиков в пелотоне не смогли бы сравниться с Ферстаппеном на том же болиде, настолько высоко его мастерство.
«Он феноменальный талант. Способности, которыми он обладает, вы видите это снова и снова», — сказал Хорнер.
«Всегда задним числом оглядываешься назад. Мы знаем, насколько хорош Макс. Я думаю, что остальной мир начинает осознавать, насколько он особенный».