Юки Цунода: Дебют в Red Bull на домашнем Гран-при Японии

Все новости

Итак, пришло время Юки Цуноды занять место, которое его новый руководитель регулярно называл «самым сложным в Формуле 1» – позицию напарника Макса Ферстаппена.

После неудачного, но крайне краткого двухгоночного пребывания Лиама Лоусона за рулем второго болида Red Bull в начале нового сезона, Цунода принимает эту роль, начиная с третьего этапа в эти выходные. Случайно или нет, это происходит на его домашнем Гран-при Японии на трассе Сузука.

Для Цуноды это повышение – возможность наконец доказать то, о чем он говорил уже давно: что он готов бороться в лидирующей группе Формулы 1.

Для Red Bull, несмотря на шок и критику, вызванные столь ранней и резкой сменой пилота по ходу сезона, уик-энд в Сузуке станет первой возможностью начать выяснять, насколько верным было их решение о замене Серхио Переса своим собственным пилотом, предпринятое со второй попытки.

Почему Цунода считает, что заслужил этот шанс раньше

Именно в июле прошлого года, когда начали распространяться новые слухи о будущем Переса на фоне очередного спада в форме мексиканца, Цунода впервые начал открыто выражать недовольство тем, что он считал отсутствием должных возможностей для перехода в основную команду Red Bull.

В то время японский гонщик проводил уже четвертый сезон в дочерней команде и явно стал более зрелым и стабильным пилотом по сравнению с первыми годами, когда он часто совершал необдуманные маневры, ошибки и эмоциональные радиообмены. Их частота значительно снизилась.

Последовательно прогрессируя рядом с более опытным Пьером Гасли, который доминировал над ним в дебютном 2021 году, Цунода к началу 2023 года за 10 гонок справился с новым вызовом в лице голландца Ника де Вриса и теперь регулярно превосходил восьмикратного победителя гонок Даниэля Риккардо.

Риккардо вернулся в систему Red Bull годом ранее после ухода из McLaren, став своего рода «страховкой» на случай, если основной команде понадобится опытная замена для все более нестабильного Переса. Однако Цунода регулярно опережал его в квалификациях и набирал больше очков.

«Конечно, я чувствую себя готовым, по сравнению с предыдущими тремя годами, бороться с топ-командами, занимать высокие позиции, даже с Максом или кем угодно», – заявил Цунода на прошлогоднем Гран-при Венгрии. «Но в конечном итоге решение принимают они, и это не то, что я могу контролировать. Так что я просто сосредоточен на том, что должен делать».

Он также назвал «странной» идею о том, что на тот момент Red Bull могла бы вместо этого выбрать неопытного Лоусона, который провел пять гонок вместе с Цунодой, заменяя травмированного Риккардо сезоном ранее, но на тот момент был резервным пилотом.

Спустя четыре месяца, в ноябре, когда из-за постоянного отсутствия формы у Переса его позиция рядом с Ферстаппеном казалась все более ненадежной к концу сезона, и когда Лоусон стал его постоянным напарником после того, как Red Bull завершила эксперимент с возвращением Риккардо, разочарованный Цунода более настойчиво заявил о своих правах на место в 2025 году.

«Я всегда говорил, что определенно заслуживаю это место. Больше мне нечего добавить. Это их решение», – сказал он. «Всякий раз, когда они присылают своих гонщиков, чтобы те меня победили, я просто продолжаю их уничтожать. Так я и буду поступать».

Статистика Цуноды в Racing Bulls

Годы: 2021-2025
Старты в гонках: 89 (не стартовал x3)
Лучший финиш: 4-е место
Очковые финиши: 27
Лучшая стартовая позиция: 3-е место
Выходы в Q3: 31
Лучшее место в чемпионате: 12-е (2024)

Статистика Цуноды против напарников

Результат не присуждается, если гонщик не стартовал или оба болида сошли; результат Цуноды указан первым

Пьер Гасли (2021-2022)
Квалификации (ГП): 10-34
Гонки (ГП): 12-31
Всего очков: 44-133

Ник де Врис (2023)
Квалификации (ГП): 8-2
Гонки (ГП): 8-2
Всего очков: 2-0

Даниэль Риккардо (2023-2024)
Квалификации (ГП): 16-9
Гонки (ГП): 12-12
Всего очков: 37-18

Лиам Лоусон (2023-2024)
Квалификации (ГП): 9-2
Гонки (ГП): 5-5
Всего очков: 8-6

Исаак Хаджар (2025)
Квалификации (ГП): 1-1
Гонки (ГП): 0-1
Всего очков: 3-0

Отчасти благодаря убедительности спонсоров из Honda, Цунода в итоге получил возможность впервые протестировать основной болид Red Bull на послесезонных тестах в Абу-Даби в начале декабря, хотя к тому времени уже было практически открытым секретом, что Перес уходит, а Лоусон займет его место.

Именно так все и произошло несколько дней спустя, что, казалось, навсегда закрыло Цуноде путь в основную команду – особенно с учетом перехода спонсоров Honda в Aston Martin в конце 2025 года.

Однако масштабы проблем Лоусона в первые две недели нового сезона и поспешность, с которой Red Bull отреагировала после второго этапа в Китае, решив провести замену, полностью изменили ситуацию.

Какие задачи стоят перед Цунодой в Сузуке?

Первое, с чем Цуноде предстоит быстро освоиться в дебютный уик-энд, – это болид RB21, который, похоже, даже в Red Bull, включая Ферстаппена, признают непростой машиной в управлении на данный момент.

В отличие от Лоусона, Цунода не имел возможности провести предсезонные тесты на этом болиде. 24-летний пилот впервые сядет за руль RB21 в реальных условиях, когда загорится зеленый свет на первой свободной тренировке в пятницу утром.

Пока неизвестно, станет ли дебют за основную команду на домашнем этапе для него помощью или помехой. Однако, с положительной стороны, Сузука – это трасса, которая Цуноде абсолютно не нуждается в представлении.

За три своих предыдущих выступления в Ф1 на этой трассе он ни разу не квалифицировался ниже 13-го места за рулем Racing Bulls и финишировал 10-м на прошлогоднем Гран-при, заработав свое первое очко на домашней трассе.

Само собой разумеется, единственную действующую японскую звезду Ф1 ожидает огромная поддержка родных трибун.

За рулем болида Racing Bulls, который кажется более послушным, хотя и менее конкурентоспособным, чем машина, которую ему предстоит пилотировать сейчас, Цунода неплохо начал новый сезон. Он квалифицировался в топ-10 на всех трех сессиях и набрал очки, заняв шестое место в спринте в Шанхае.

Его общий результат в три очка почти наверняка был бы выше, если бы не стратегические ошибки Racing Bulls в двух прошедших Гран-при.

Цунода прошел подгонку сиденья и провел время на симуляторе на базе Red Bull в Милтон-Кинсе на прошлой неделе перед вылетом в Японию. Но по-настоящему понять, с чем ему предстоит работать, он сможет только на трассе во время трех часовых тренировочных сессий перед субботней квалификацией.

Эти сессии будут посвящены обретению уверенности в болиде и налаживанию эффективного рабочего процесса с новой командой и коллегами. Это тот самый ранний импульс, который так трудно было найти для несчастливого Лоусона.

Каких результатов ожидают от Цуноды?

Хотя события прошлой недели подчеркнули, что в безжалостной программе подготовки пилотов Red Bull время имеет решающее значение, одно ясно: руководство команды почти наверняка не будет ожидать от Цуноды немедленно – или даже когда-либо – достижения темпа мирового чемпиона Ферстаппена.

Так какова же на самом деле роль второго пилота Red Bull сейчас?

“В долгосрочной перспективе, если Юки останется надолго, ему нужно будет сократить отставание от Ферстаппена в квалификации до пары десятых секунды”, – отметил комментатор Дэвид Крофт.

«Он должен стабильно набирать очки и быть готовым использовать возможности, когда они появятся».

«Пока не думайте о том, чтобы победить Ферстаппена, хотя я уверен, что Юки очень хотел бы это сделать. Макс – лучший пилот на данный момент – возможно, не в лучшей машине, но лучший пилот на трассе».

Чистый талант Ферстаппена и стабильно впечатляющие результаты, которые действующий четырехкратный чемпион мира выжимает из сложного болида Red Bull, объясняют, почему место, которое теперь занял Цунода, часто называют самой сложной позицией на стартовой решетке.

«Юки нужно участвовать в гонке, а не соревноваться с напарником», – советуют эксперты по поводу того, как подходить к работе рядом с голландцем.

«Как в дартсе: если играешь против такого игрока, как Люк Литтлер, ты играешь не против человека, а против доски, стремишься как можно быстрее набрать очки от 501 до финишного дабла и забыть, с кем ты соревнуешься».

«Юки нужно забыть о том, кто его напарник, просто выходить и показывать максимум своих возможностей в каждой сессии, в каждой квалификации и каждой гонке».

«Это, возможно, снизит давление, которое сейчас будет на него оказываться, потому что существует огромная разница в давлении между выступлениями за Racing Bulls и за Red Bull, которая ожидает побед, поулов и чемпионских титулов».

Родион Златоустов

Родион Златоустов из Владивостока превратил свою страсть к спортивной аналитике в успешную карьеру. Специализируясь на футболе и других популярных видах спорта России, он разработал инновационную систему анализа азиатского гандикапа.

Спортивная онлайн-газета