Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull: Возможные причины

Все новости

Увольнение Кристиана Хорнера из команды Red Bull стало неожиданностью в мире Формулы-1, поскольку руководитель с самым долгим стажем был внезапно отстранен от должности с немедленным вступлением в силу. В официальном заявлении Red Bull, подтвердившем уход Хорнера, не было названо причин этого решения, принятого после 20 лет его работы во главе команды.

Известный комментатор Мартин Брандл передал слова Хорнера о том, что ему не сообщили причин увольнения. На его место был назначен Лоран Мекис, ранее возглавлявший молодежную команду Racing Bulls.

Хотя внезапный уход Хорнера посреди сезона стал шоком, последние полтора года его руководства были отмечены турбулентностью, что позволяет выделить несколько возможных факторов, которые могли привести к его увольнению. Проанализируем эти факторы.

Спортивный спад Red Bull?

После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, команда начала 2024 год доминирующим образом, одержав четыре победы в первых пяти этапах. Однако с мая 2024 года Red Bull внезапно начали догонять Ferrari и McLaren. Максу Ферстаппену понадобился его ранний отрыв по очкам, чтобы опередить Ландо Норриса и завоевать свой четвертый подряд титул.

Нестабильная форма второй половины прошлого года продолжилась и в этом сезоне, при этом Red Bull заметно отстает от McLaren, а их увеличивающийся разрыв с лидерами приближается к 300 очкам к середине сезона.

Хорнер ранее руководил командой в периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что сама по себе эта ситуация не нова. Однако внезапное снижение формы в рамках одного цикла регламента стало поводом для беспокойства и чем-то, что редко наблюдалось в Формуле-1.

Хотя спад, несомненно, вызывал бы озабоченность у руководства Red Bull, Хорнер всего шесть месяцев назад руководил командой, добившейся редкого достижения – четырех подряд титулов чемпионов мира среди пилотов. Так что, вероятно, только результаты этого сезона сами по себе не были достаточной причиной для его отстранения.

Проблемы со вторым пилотом в Red Bull

В то время как Ферстаппен, вероятно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне гаража Red Bull разыгрывался неловкий «побочный сюжет» для Хорнера. Его решения уже подвергались критике, когда Серхио Пересу пришлось выплатить неустойку после того, как его уволили в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после продления контракта.

Ситуация ухудшилась в начале этого года, когда Хорнер понизил Лиама Лоусона до Racing Bulls всего через две гонки после начала сезона, после того как он решил продвинуть новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды. Японский пилот с тех пор выступал не намного лучше, обычно финишируя позади Лоусона и его напарника по команде Racing Bulls Айзека Хаджара.

Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Албон, которые сейчас зарекомендовали себя как очень сильные пилоты Формулы-1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли соответствовать темпу Ферстаппена. Но разрыв между машинами команды в этом сезоне стал более значительным, чем когда-либо.

Независимо от того, считать ли это плохим выбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что автомобиль стал слишком сложным для пилотирования кем-либо, кроме Макса, ни одна из этих теорий не говорит хорошо о работе Хорнера.

Макс Ферстаппен или Хорнер?

Фактическое превращение Red Bull в команду с одним автомобилем за последние пару лет дало Ферстаппену и — возможно, что более важно — его советникам огромное влияние. Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались крепкими, того же нельзя было сказать о его отце, Йосе. В начале 2024 года между ними произошел конфликт, когда бывший пилот Формулы-1 публично призвал к увольнению Хорнера.

Ситуация, казалось, стабилизировалась, но оставалось ощущение, что острота конфликта затруднит полное восстановление отношений. Тем временем, младший Ферстаппен никогда не пытался скрыть свое доверие и лояльность к отцу.

Учитывая это, вернемся к лету этого года, когда главной темой обсуждений в Формуле-1 стало будущее Ферстаппена после того, как босс Mercedes Тото Вольфф подтвердил, что «переговоры» ведутся за закрытыми дверями с окружением голландца, в которое входят его отец и менеджер Раймонд Вермёлен.

Одна из теорий, появившихся после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда как никогда зависима от Ферстаппена, его окружение могло использовать свое влияние, чтобы надавить на владельцев, предложив, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если произойдет смена руководства.

У Ферстаппена есть контракт с Red Bull до 2028 года, но известно, что он содержит пункты о досрочном расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, по большей части избегая вопросов по этой теме.

Поэтому будет интересно посмотреть, как будет развиваться ситуация. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут увидеть в этом связь. Если он уйдет, это предположение будет опровергнуто.

Продолжают ли влиять обвинения в адрес Хорнера?

Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull пришелся на февраль 2024 года, когда коллега-женщина выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении. Характер обвинений, которые он отрицал на протяжении всего процесса, поставил должность Хорнера под угрозу, но он пережил настоящую «медиа-бурю» и был оправдан по результатам внутреннего расследования Red Bull. Апелляция на это решение, поданная сотрудницей Red Bull, также была отклонена.

Именно вокруг этой ситуации разгорелся конфликт Хорнера с Йосом Ферстаппеном, который заявил, что обвинения делают позицию Хорнера несостоятельной.

У Хорнера было достаточно поддержки, по крайней мере, со стороны части владельцев команды, чтобы остаться, но по какой-то причине, похоже, эта поддержка ослабла. Сообщалось, что один из совладельцев Red Bull ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его во время расследований, связанных с некоторыми вопросами в компании с участием Хорнера, которые продолжались последние пару лет. Этот совладелец оставался на стороне Хорнера в течение этого времени. Однако, по всей видимости, эта поддержка в конечном итоге иссякла.

Громкие уходы ключевых сотрудников

Скандал также совпал с уходом из Red Bull нескольких очень значимых фигур. Хотя движение персонала в Формуле-1 вполне нормально, потеря трех важнейших фигур в успехе Red Bull выглядела не лучшим образом для Хорнера.

Наиболее значимым, несомненно, стал уход легендарного конструктора Формулы-1 Эдриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull почти с самого начала. Когда-то близкие отношения между ними ухудшились, и, как считается, обвинения против Хорнера стали одним из факторов в решении Ньюи уйти, что было подтверждено в мае 2024 года. Позже он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.

До ухода Ньюи, в 2023 году команду покинул главный конструктор Роб Маршалл, перешедший в McLaren. То, что McLaren теперь превосходит Red Bull в доминировании в спорте, может быть отчасти связано с этим.

Затем, совсем недавно, спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды в Sauber, коллективе, который в следующем году станет Audi.

Хотя некоторые уходы неизбежны, уход трех «ветеранов» за такой короткий период выглядит неважно, особенно на фоне снижения результатов.

Жертва внутренней борьбы за власть в Red Bull?

Также произошли значительные изменения в динамике управления над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года развернулась явная борьба за установление контроля над командой.

Хорнер находился в центре этой борьбы и имел поддержку от таиландской стороны владельцев, но не от Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит значительная доля бизнеса. Марк Матешиц не сохранил прямого контроля над командой в той же мере, как его отец, а глава спортивного подразделения Red Bull Оливер Минтцлафф, который также курирует футбольные операции компании, стал играть более заметную роль.

Сообщалось, что австрийская сторона бизнеса, поддержанная Йосом Ферстаппеном, одержала верх в этой борьбе за власть. Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его пребывание на посту стало несостоятельным. Причины, связанные с этим, вероятно, станут известны со временем.

Признак проблем с двигателем Red Bull к 2026 году?

Следующий год принесет то, что многие считают самым крупным изменением в регламенте в истории спорта, причем значительным элементом станет введение более экологичных двигателей. Red Bull создала собственное подразделение по производству двигателей, Red Bull Powertrains, чтобы впервые построить свою силовую установку.

Новому производителю двигателей было бы трудно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, по-видимому, усугубляет эту задачу.

В паддоке Формулы-1 ходят слухи, что Mercedes лидирует в разработке двигателей для 2026 года, а также предположения о том, что Red Bull испытывает трудности. Насколько нам известно, это лишь слухи, но если руководство Red Bull было проинформировано о том, что проект идет не гладко, это могло повлиять на их восприятие работы, которую выполнял Хорнер.

Нам придется подождать тестов перед сезоном 2026 года, чтобы получить хоть какие-то подсказки о том, мог ли проект силовых установок стать проблемой.

Родион Златоустов

Родион Златоустов из Владивостока превратил свою страсть к спортивной аналитике в успешную карьеру. Специализируясь на футболе и других популярных видах спорта России, он разработал инновационную систему анализа азиатского гандикапа.

Спортивная онлайн-газета