Небольшая доля спорных моментов всегда добавляет остроты автогонкам, и пятое издание Гран-при Формулы-1 в Саудовской Аравии принесло много событий, включая серьезную драму в первом повороте.
Макс Ферстаппен снова показал невероятный круг, завоевав поул-позицию. Возможно, ему немного помог слипстрим от напарника Юки Цуноды, авария Ландо Норриса, разбившего свой McLaren о стену, и грамотные действия пит-уолл Red Bull, позволившие ему провести две быстрые попытки в оставшиеся минуты после красного флага.
Мало кто в мире Формулы-1 сомневается, что Макс на данный момент является лучшим гонщиком. Но Оскар Пиастри из McLaren быстро учится. Несмотря на то, что у него на 163 старта в гонках меньше, чем у Ферстаппена, и на 82 гонки Ф1 меньше, чем у Норриса, он уже выиграл 10 процентов своих 51 стартов и лидирует в чемпионате мира. И он будет только прогрессировать.
Пиастри стартовал лучше Ферстаппена со второй позиции и подошел к апексу первого поворота, легко находясь рядом по внутренней траектории. Регламент судейской работы в этом году был уточнен, и пилот, который `выигрывает` поворот, находясь достаточно близко к апексу, больше не обязан оставлять место для гонки с внешней стороны.
Теперь пилот с внешней стороны должен уступить и встать в ряд. Это сделано для того, чтобы внешний пилот не мог просто отпустить тормоза или даже ускориться, широко выйти из поворота и заявить, что он был впереди, но ему не оставили достаточно места, тем самым легко спровоцировав штраф для внутреннего пилота. Именно это Макс и пытался сделать в воскресенье вечером.
“Ультрасоревновательная Red Bull допускает ошибку в прочтении правил”
Никто не играет с правилами так хорошо, как Макс, но впервые он рискнул и проиграл. Иногда инциденты можно рассматривать с разных ракурсов и спорить о ситуации, сомневаясь в первых впечатлениях, но ускорение по зоне вылета с относительно небольшим углом поворота руля явно дало Максу несправедливое преимущество и лидерство.
У меня и многих других не было сомнений по этому поводу, как и у стюардов, которые назначили пятисекундный штраф, уменьшенный с десяти секунд из-за того, что инцидент произошел на первом круге в плотной борьбе.
В итоге он проиграл гонку 2,8 секунды, и возможно, если бы команда сразу попросила его вернуть позицию, он бы победил. С другой стороны, он лидировал на свободной трассе, что помогло сохранить шины, тормоза и двигатель от перегрева и обеспечило ему сильный темп на всем первом отрезке. Возможно, такая выгода стоила пятисекундного штрафа…
Если бы с внешней стороны первого поворота была стена, барьер или гравийная ловушка, Макс бы уступил и пристроился за McLaren Пиастри.
Макс долго после гонки был в ярости из-за того, что считал ошибкой стюардов, утверждая, что он выиграл поворот, но его просто вынудили выехать за пределы трассы. Кристиан Хорнер, руководитель команды, также активно поддержал своего гонщика.
Я понимаю, что они настроены на ультрасоревновательность и постоянно убеждены в своей правоте, считая всех остальных неправыми. Именно поэтому они доминировали много сезонов, но в этот раз они неверно истолковали ситуацию и проиграли.
“Пиастри показывает бесстрашие на пути к победе”
Тем временем, позади них в пятом повороте, к сожалению, столкнулись Юки Цунода и Пьер Гасли, оба автомобиля врезались в стену и сошли. Это был типичный инцидент на первом круге, но я не сомневаюсь, что если бы у них был второй шанс, они бы оставили больше места друг другу в борьбе бок о бок через несколько поворотов.
Это позволило Ландо Норрису отыграть пару позиций после квалификационной аварии, из-за которой он стартовал десятым. Для него началась погоня, и жесткие шины, на которых он стартовал, отлично работали.
Ландо быстро обогнал Карлоса Сайнса на Williams, а затем догнал Льюиса Хэмилтона, у которого гонка складывалась неровно и так продолжалось до самого финиша. Льюис хорошо знал, что точка активации DRS находится после последнего поворота, поэтому он постоянно пропускал Ландо в этот поворот, чтобы затем легко обгонять его обратно на длинной прямой старт-финиш.
В конце концов, Ландо понял тактику, отстал, а затем вернул “комплимент” на прямой старт-финиш, но при этом потерял три важных круга, что, возможно, стоило ему подиума.
Он также обогнал Mercedes Кими Антонелли, а затем держался в поле зрения Ferrari Шарля Леклера, который впечатляюще проехал 29 кругов на шинах Medium. Ландо, используя альтернативную стратегию, проехал на стартовых жестких шинах до 34-го круга.
Первым из лидеров на 19-м круге на пит-стоп заехал Пиастри, Джордж Расселл (едва державшийся на своем Mercedes) остановился на 20-м круге, а Ферстаппен свернул с первого места на 21-м круге. Отбыв свой пятисекундный штраф, он вернулся на трассу на условной второй позиции, отставая от молодого австралийца Пиастри чуть более чем на четыре секунды.
До клетчатого флага на 50-м круге это была игра в кошки-мышки, но всегда чувствовалось, что Пиастри хватит темпа, чтобы отбиться от Ферстаппена, несмотря на сложный трафик. Оскар провел великолепный обгон Льюиса Хэмилтона, вернув позицию перед тем, как Льюис поехал на пит-стоп. Очевидно, он не боится быстрых поворотов, даже при обгоне с внешней стороны пилота такого калибра, как Льюис.
На своем единственном пит-стопе Норрис заигрывал со всеми белыми линиями и зоной ограничения скорости на въезде, а затем привлек внимание судей, едва не пересекши линию выезда с пит-лейн. Но ему это сошло с рук, и, обогнав Расселла, он снова принялся догонять Ferrari Леклера.
И Леклер, и Норрис пилотировали на пределе, но пилот Ferrari принес итальянской команде первый подиум в этом году, а Ландо финишировал всего в секунде позади.
“На интервью Хэмилтона тяжело смотреть”
Расселл спокойно финишировал пятым, далеко позади, после того как его шины сдали, опередив своего молодого напарника Кими Антонелли на семь секунд.
В целом, гонка оказалась разочаровывающей для Mercedes; они сами назвали ее худшей в сезоне, не в последнюю очередь потому, что стартовали третьим и пятым, а финишировали пятым и шестым.
Хэмилтон финишировал седьмым, отставая на полминуты от напарника Леклера, хотя временами показывал неплохой темп. Потенциал у машины есть, но смотреть послегоночные интервью Льюиса сейчас очень тяжело. Он недоволен своими выступлениями и явно чувствует себя более чем растерянным и разочарованным.
Карлос Сайнс провел очень удачный уик-энд для Williams, заняв восьмое место. Он даже немного притормаживал, чтобы образно `буксировать` своего напарника Алекса Албона, держа его в зоне действия DRS и помогая отбиться от постоянно впечатляющего Исака Хаджара, который завоевал 10-е место и последнее очко для Racing Bulls.
Haas в этот день очков не набрал, а Williams теперь поднялась на пятое место в Кубке Конструкторов.
Фернандо Алонсо был крайне недоволен после гонки, заявив, что это худшее, что он переживал за 25 лет. Он финишировал 11-м после того, как Лиам Лоусон получил 10-секундный штраф за обгон за пределами трассы и невозврат позиции. Но вспомните, что всего два года назад на своем Aston Martin он был единственным гонщиком, кто мог держаться в поле зрения Red Bull, а тем временем их относительный темп серьезно снизился.
McLaren лидирует в Кубке Конструкторов с преимуществом в 77 очков, а их пилоты Пиастри и Норрис занимают первое и второе места в личном зачете. Но если они будут отбирать очки друг у друга в будущих гонках, что весьма вероятно, то, несмотря на небольшое преимущество McLaren в гоночном темпе, Ферстаппен и в некоторой степени Расселл будут готовы этим воспользоваться.
Норрису нужно победить в Майами, чтобы вернуть себе сильные позиции, но его соперники очень сильны и становятся только лучше и быстрее.