Перестановка пилотов Red Bull: Ключевые вопросы о жесткой замене Лоусона на Цуноду

Все новости

Мы задаем ключевые вопросы о решении Red Bull заменить Лиама Лоусона на Юки Цуноду перед Гран-при Японии на Сузуке…

Почему замена происходит сейчас?

В заявлении, подтверждающем “ротацию пилотов” в четверг утром, Red Bull настаивал, что этот шаг является “чисто спортивным решением”, чтобы помочь им в борьбе за возвращение Кубка конструкторов, который они уступили McLaren в прошлом году.

Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также сослался на “обязанность заботы” о Лоусоне и заявил, что этот шаг поможет “защитить и развить” его после двух сложных гонок на RB21.

  • Red Bull заявляет об “обязанности заботы” при подтверждении замены Лиама Лоусона на Юки Цуноду

Но каковы бы ни были истинные причины быстрого отказа от зимнего повышения Лоусона из младшей команды Racing Bulls, трудно назвать этот шаг иначе, чем жестоким, особенно по отношению к 23-летнему новозеландцу.

При этом, безусловно, нельзя отрицать тот факт, что два гоночных уик-энда Лоусона в одной из четырех самых быстрых машин 2025 года были провальными. На удивление провальными.

Крейг Слейтер рассуждает о том, не “проклято” ли второе место в Red Bull после того, как Лиам Лоусон стал четвертым пилотом, покинувшим команду после ухода Даниэля Риккардо в 2018 году.

Квалификационные результаты 18-е, 20-е и 20-е места – худшая серия для пилота Red Bull за 20-летнюю историю команды – соответственно, сменились результатами гонок: сход (авария) на Гран-при Австралии, 14-е место в спринте в Китае и 12-е место на Гран-при Китая, в котором три пилота, шедшие впереди Лоусона в первоначальной классификации, были дисквалифицированы.

В резком контрасте, чемпион мира Макс Ферстаппен не квалифицировался за пределами двух первых рядов стартовой решетки ни на одном из этапов и показал результаты: второе, третье и четвертое места на той же машине RB21.

Также смотрите:

  • F1 в 2025 году: Полный гоночный календарь

  • Получите Sky Sports в WhatsApp

Эти результаты означают, что Ферстаппен всего на восемь очков отстает от лидера чемпионата пилотов Ландо Норриса, но отсутствие очков у Лоусона означает, что Red Bull, занимающий третье место, уже на 42 очка отстает от McLaren в борьбе за Кубок конструкторов – зачет, который определяет призовые деньги команд в конце сезона.

Послушайте, как Лоусон извинился по командному радио Red Bull после сложного Гран-при Китая, где он финишировал 12-м, в своей последней гонке за команду перед заменой на Цуноду.

Очевидно из результатов Лоусона только за первые два уик-энда сезона, что он испытывал серьезные трудности в машине, из которой Ферстаппен смог добиться гораздо большего. Он признал, что его темп был “просто недостаточно хорош” после того, как он квалифицировался последним второй день подряд в Шанхае.

Крейг Слейтер сообщил: “Это будет жестоко, но в некоторой степени, не будет ли извлечение его из-под огня критики более долгосрочным благом?

Он боролся гораздо больше, чем ожидалось, чтобы освоиться с этой машиной. Я разговаривал с людьми, имеющими представление о том, как Лоусон провел первые два гоночных уик-энда. “Измученный”, “в растерянности” и “слишком много всего сразу” – вот какие фразы они использовали.

Результаты, хотя и по небольшой выборке, сильно отстают. 19-е и два 20-х места в квалификации – это не уровень Red Bull”.

Результаты Лиама Лоусона в Red Bull

Событие Результат
Квалификация Гран-при Австралии 18-е
Гран-при Австралии DNF
Спринт-квалификация Гран-при Китая 20-е
Спринт Гран-при Китая 14-е
Квалификация Гран-при Китая 20-е
Гран-при Китая 12-е

Почему Лоусону не дали больше времени?

Это один из ключевых вопросов, который неизбежно будет задан Хорнеру, когда он предстанет перед СМИ в Сузуке.

Разве Лоусон не заслуживал больше времени, чтобы переломить ситуацию и обрести уверенность в, как даже Ферстаппен признал, сложной машине? Red Bull признал в четверг, что “предстоит много работы с RB21”.

От Даниила Квята до Пьера Гасли, Red Bull имеет историю безжалостных замен пилотов в середине сезона, но понижение Лоусона так рано в кампании – это нечто совершенно иное с точки зрения того, как скоро это произошло.

Хотя Лоусон пояснил в воскресенье, что его послеквалификационное замечание в Китае “У меня действительно нет времени”, чтобы переломить ситуацию, на самом деле относилось к тому факту, что сезон уже начался, и гонки шли одна за другой, в конечном итоге это оказалось верным в более буквальном смысле.

Разочарованный Лоусон сказал, что ему нужно разобраться с Red Bull после того, как он финишировал последним в квалификации Гран-при Китая.

Добавьте к этому тот факт, что он прибыл в старшую команду Red Bull, имея всего 11 стартов на Гран-при в младшей команде, Лоусон никогда не ездил ни на одном из первых двух этапов в календаре этого года, Альберт-Парк и Шанхайский международный автодром.

По иронии судьбы, у него есть опыт на Сузуке благодаря сезону гонок в японской Super Formula в 2023 году, и его выступлению на Гран-при того года за AlphaTauri, когда он финишировал 11-м, на одно место впереди Цуноды.

Следующая трасса после этого – Бахрейн, где Лоусон впервые протестировал RB21 на предсезонных тестах.

Был ли когда-нибудь пилот F1 уволен так рано?

В 75-летней истории Формулы-1 есть примеры большинства сценариев, но чтобы команда уволила пилота так рано в начале кампании – это, безусловно, не является обычным явлением.

В совершенно иных обстоятельствах, чем Лоусон, который все же сохраняет место в гонках, самым коротким пребыванием на якобы постоянном месте до сих пор в этом столетии было у японца Юдзи Иде. Тогдашнему 31-летнему “новичку” FIA аннулировала суперлицензию F1 после бессистемного четырехгоночного периода за рулем команды Super Aguri, поддерживаемой Honda, в начале сезона 2006 года. Иде больше никогда не видели на стартовой решетке.

В более недавнее время голландец Ник де Врис продержался всего 10 гонок в 2023 году в команде, которая сейчас называется Racing Bulls, прежде чем его заменили на вернувшегося Даниэля Риккардо.

В 2019 году Red Bull обменял Пьера Гасли на Алекса Албона между двумя своими составами после того, как первый провел всего 12 гонок за старшую команду.

Почему Лоусон был повышен вместо Цуноды в первую очередь?

Именно перед Рождеством – 19 декабря – Red Bull подтвердил Лоусона в качестве нового напарника Ферстаппена.

Насколько в последние недели прошлого года становилось все более очевидным, что Red Bull наконец решил избавиться от испытывающего трудности Серхио Переса – и придет к соглашению с ним, несмотря на наличие двухлетнего контракта – настолько же ясно было, что именно Лоусон, а не более опытный Цунода получит вызов, чтобы заменить его.

Дэвид Крофт считает, что Лоусону следовало дать больше времени на месте Red Bull, но думает, что ему будет полезно сделать шаг назад с Racing Bulls.

Но хотя не было ничего нового в том, что старшая команда Red Bull обратилась к младшей команде за новым пилотом – Лоусон был седьмым за последние 16 лет, кто получил внутреннее повышение – решение вызвать новозеландца вместо Цуноды вызвало внешние споры.

Лоусон впервые участвовал в гонках F1 в сезоне 2023 года, когда заменил Даниэля Риккардо в AlphaTauri, ныне Racing Bulls, после того, как австралиец сломал кость на руке.

Лоусон произвел в основном положительное впечатление во время своего появления в 2023 году, набрав очки в Сингапуре, а также дважды финишировав всего в одной позиции от очков, на 11-м месте.

Лиам Лоусон и Юки Цунода (AP Photo/Asanka Brendon Ratnayake)
Изображение:
Лоусон и Цунода (AP Photo/Asanka Brendon Ratnayake)

Он полностью заменил Риккардо год спустя на последних шести этапах 2024 года, но проиграл Цуноде в квалификации 4-2, который также набрал больше очков.

Тем не менее, Лоусон стремился проявить себя, и, как понимали боссы Red Bull, у него был сильный характер, необходимый, чтобы быть напарником Ферстаппена, чья неумолимая скорость и результаты представляют собой высший критерий.

Относительно небольшие ранние отставания Лоусона от Цуноды также указывали на перспективу того, что будет еще больше, как только он наберется опыта.

Почему Цунода сейчас, а не три месяца назад?

Другими словами, если Цунода – подходящий пилот, чтобы сделать шаг вперед сейчас, почему им не был он, когда Лоусон был повышен на это место в первую очередь? Является ли разворот на 180 градусов чисто результатом неудач Лоусона? Или впечатляющая форма Цуноды в начале этого сезона в совокупности изменила представление руководства Red Bull о его пригодности для этой роли?

Аргумент против последнего, безусловно, заключается в том, что Цунода уже участвовал в 87 гонках за четыре сезона за Racing Bulls на момент первоначального решения не повышать его еще в декабре, поэтому трудно понять, что могло принципиально измениться в оценках возможностей 24-летнего пилота за три месяца и еще две гонки.

Как теперь справится Цунода?

Репортер Sky Sports News Крейг Слейтер:

“Цуноде будет тяжело заменить его. У него не было предсезонки на этой машине, но он будет на своей домашней гонке, и он постоянно говорил, что хочет этой возможности.

“Теперь он ее получает, так что посмотрим, что он сможет сделать”.

Да, Цунода начал новую кампанию особенно впечатляюще, с тремя попаданиями в топ-10 в квалификации и сильными гоночными выступлениями на машине Racing Bulls, которая выступает на удивление хорошо, в то время как советник Red Bull Хельмут Марко в последние недели предположил, что “Юки – это другой Юки по сравнению с предыдущими годами”.

Он по-прежнему сохраняет связи с Honda, давние отношения, которые, как считалось, потенциально играли против Цуноды, учитывая, что японский производитель переключает свои пристрастия к двигателям F1 на Aston Martin после этого сезона.

Так неужели оговорки, которые Red Bull, должно быть, имел относительно предоставления Цуноде места в первую очередь, несмотря на его больший опыт по сравнению с Лоусоном, внезапно исчезли? Или у них не осталось иного выбора, кроме как попробовать следующий логический вариант, доступный им?

Хорнер сказал в четверг, что “опыт Юки окажется весьма полезным для содействия разработке текущей машины”, подразумевая, что его опыт потенциально лучше подходит для машины, которая работает не так хорошо, как надеялась команда.

Что, если Цунода выступит не лучше Лоусона на этом месте?

Опять же, тот самый насущный вопрос, который, вероятно, будет задан Хорнеру, когда он в следующий раз предстанет перед СМИ.

Что мы знаем наверняка, так это то, что, в отличие от Лоусона, Цунода не будет иметь преимущества акклиматизации к своей новой машине на предсезонных тестах, и японский пилот будет сразу брошен в центр внимания RB21 на первой практике на своей домашней трассе Сузука. Он должен, по крайней мере, получить время на симуляторе, чтобы привыкнуть к ее настройкам на базе команды в Милтон-Кейнсе перед вылетом в Японию.

Цунода, несмотря на больший опыт в F1, также менее знаком с основной командой Red Bull в целом, учитывая, что последний несколько лет был связан с ними в качестве резервного пилота.

Хотя и не так значительно, как другие молодые пилоты в других командах, Лоусон проехал больше машин Red Bull на тестах, чем Цунода, единственная поездка которого на одной из их машин пришлась на один день в Абу-Даби на послесезонных тестах в декабре. Тест, на котором, кстати, по словам Хорнера, Цунода выступил хорошо.

Что по этому поводу думает Ферстаппен?

Лиам Лоусон и Макс Ферстаппен

“Будет интересно услышать мнение Макса по этому поводу”, – сказал Слейтер после объявления в четверг.

“Одобрит ли он это как прагматичный и правильный поступок? Или это будет расценено как еще один пример команды, которая сейчас менее уверена в своих решениях?”

Мы не услышим от Ферстаппена лично по этому поводу до начала уик-энда в Сузуке, хотя спекуляции о его возможном мнении по этим вопросам уже были вызваны активностью с его официального аккаунта в Instagram.

Утром в день официального объявления Red Bull официальный аккаунт Ферстаппена “лайкнул” пост бывшего пилота F1 и соотечественника-голландца Гидо ван дер Гарде в социальной сети, в котором ныне телеэксперт раскритиковал действия команды и высказался в поддержку Лоусона.

Длинный пост Ван дер Гарде включал обвинение: “На мой взгляд, это больше похоже на издевательство или панический шаг, чем на настоящие достижения спортсмена высокого уровня. Они приняли решение – полностью осознавая – дали Лиаму две гонки, только чтобы сломить его дух”.

Red Bull заявил, что они произвели замену из “обязанности заботы, чтобы защитить и развить Лиама”.

Ван дер Гарде также написал: “Да, он выступил хуже в первых двух гонках – но если кто и осознает это, так это он сам. Возможно, он сам предложил это, но если нет, я желаю Лиаму сил и мужества, чтобы выйти на стартовую решетку в Японии. Верь в себя, подними голову, докажи, что они неправы”.

Его пост также был лайкнут аккаунтами бывшего пилота Red Bull Гасли – последнего пилота, пониженного обратно в младшую команду, после всего 12 гонок в 2019 году – и Оскара Пиастри из McLaren.

Когда Макса Ферстаппена спросили о выступлении Racing Bulls во время субботней квалификационной сессии на Гран-при Китая, он ответил загадочно!

Хотя мы не знаем, в каком контексте был поставлен “лайк” с аккаунта Ферстаппена и о каком аспекте поста конкретно шла речь, мы знаем, что чемпион мира проявил свою поддержку Лоусону в ходе уик-энда Гран-при Китая на фоне большого разрыва в их темпе.

Он сказал: “Если вы посмотрите на разницу между двумя пилотами в других командах, они все ближе друг к другу.

Это также показывает, что наша машина чрезвычайно сложная. Я думаю, что если вы посадите Лиама в машину Racing Bulls, он поедет быстрее. Я действительно так думаю. Эта машина легче в управлении, чем наша”.

Позже, отвечая на вопрос о конкурентном старте сезона, показанном младшей командой Red Bull, Ферстаппен загадочно сказал: “Я имею в виду, что они выступают очень хорошо, они очень близки ко мне. Возможно, это тоже о чем-то говорит, но да, я не знаю”.

Почему Red Bull не подписал более опытного пилота на этот год?

Выступая в декабре, руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер рассказал об уходе Серхио Переса из команды и Формулы 1.

Ну, дело в том, что они подписали – Переса.

Проблема заключалась в том, что двухлетнее продление контракта, которое они дали мексиканскому ветерану на сезоны 2025 и 2026 годов в июне прошлого года, не помогло ему вновь обрести свою лучшую форму.

Испытывая трудности с машиной Red Bull и постепенно теряя уверенность в ней, Перес закончил сезон с результатом в девять очков за последние восемь Гран-при и без подиумов за последние 19 этапов. Это фактически стоило Red Bull Кубка конструкторов, сделав ранний разрыв неизбежным.

Переподписав Переса, Red Bull предпочел проигнорировать возможность нанять Карлоса Сайнса, своего бывшего младшего пилота, когда он еще был свободным агентом после ухода из Ferrari.

Объясняя это решение, Хорнер несколько загадочно сказал в интервью: “Нужно смотреть на различные критерии и динамику”.

Повторное привлечение Риккардо в Racing Bulls в качестве эффективного варианта страховки на случай, если Перес не вернется к своей лучшей форме, также в конечном итоге не сработало, и австралиец уступил Цуноде, прежде чем был заменен Лоусоном после Гран-при Сингапура.

Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull

Пилот Сезон(ы) Гонки
Даниэль Риккардо 2016-2018 58
Пьер Гасли 2019 12
Алекс Албон 2019-2020 26
Серхио Перес 2021-2024 90
Лиам Лоусон 2025 2

Почему так много пилотов испытывали трудности в качестве напарника Ферстаппена?

Цунода станет шестым разным напарником Ферстаппена в Red Bull за 10 сезонов.

После того, как Риккардо по собственной инициативе ушел в Renault в 2019 году, соблазнившись крупным денежным предложением, следующие два эксперимента Red Bull с перспективными пилотами из своей собственной программы – Гасли и Алексом Албоном – длились всего 12 и 26 гонок соответственно.

Это привело к тому, что с 2021 года они перешли на Переса, и, поскольку Red Bull вернулся к победам в чемпионате в последующие годы, эта договоренность работала хорошо, до середины 2023 года, когда характеристики машины Red Bull начали вызывать у мексиканца повторяющиеся проблемы.

В 2025 году машина немного отличается, но Лоусон обнаружил, что новая RB21 так же трудна для обуздания.

“Чтобы управлять машиной Формулы-1, нужно на 100 процентов уверенности в том, что ты делаешь”, – сказал он после квалификации в Китае.

“Не то чтобы я не чувствовал себя уверенно, но окно настолько мало, что сейчас я, кажется, просто промахиваюсь мимо него. Дело в том, что мне просто нужно освоиться”.

Разработана ли машина Red Bull так, чтобы подходить только Ферстаппену?

У Лоусона был нервный момент на тестах, когда новозеландцу едва удалось удержать свою машину от гравия.

Распространенный вопрос, хотя было бы слишком упрощенно прийти к такому выводу, учитывая, что инженеры Red Bull, как и все команды, просто пытаются создать самую быструю машину, какую только могут.

Задача сделать это для Red Bull в настоящее время усугубляется тем фактом, что за последний год их обогнал McLaren – а временами и другие соперники – в иерархии спорта после двух сезонов рекордного доминирования.

“Макс довольно конкретен в том, что он хочет от машины, чтобы сделать ее быстрой, и это, как правило, очень позитивная передняя часть машины, очень резкий поворот”, – сказал Хорнер.

Родион Златоустов

Родион Златоустов из Владивостока превратил свою страсть к спортивной аналитике в успешную карьеру. Специализируясь на футболе и других популярных видах спорта России, он разработал инновационную систему анализа азиатского гандикапа.

Спортивная онлайн-газета