«Очи Ваканды»: Свежий взгляд на сомнительную изоляцию

Все новости

Каждый новый проект Marvel, посвященный Ваканде, ставит меня перед нелегкой задачей – убедить себя, что моя критика не связана с расизмом, а лишь с неприязнью к откровенной халтуре. Мультсериал «Очи Ваканды» получил впечатляющие 93% на Rotten Tomatoes, что ставит его в один ряд с такими культовыми шоу, как «Конь БоДжек» и «Самурай Джек», и даже выше «Южного Парка», «Рика и Морти» и «Времени приключений». Возможно, дело во мне, но этот «шедевр» сезона умудрился усыпить меня дважды.

Обзор и основной замысел сериала

«Очи Ваканды» представляют собой анимационную антологию из четырех эпизодов, являющуюся спин-оффом фильма «Черная Пантера» (фантастический боевик 2018 года с Чедвиком Боузманом, который, несмотря на некоторые заслуги, остается более качественным, чем его анимационные ответвления). Сериал повествует о секретных агентах Ваканды – вымышленной африканской страны, опережающей мир на тысячи лет в развитии, но почему-то все еще использующей копья как основное оружие. Их миссия – отыскивать по всему миру артефакты из вибраниума (вымышленного инопланетного металла с волшебными свойствами, ставшего основой технологического превосходства Ваканды, который, по мнению вакандцев, принадлежит только им) и возвращать их на родину.

Проблемы с логикой и моралью Ваканды

Я не стану придираться к самой концепции Ваканды – в конце концов, это сказка, где Человек-паук получает силы вместо химиотерапии. Однако два аспекта этой истории игнорировать крайне сложно:

Во-первых, обладая лучевым оружием за три тысячи лет до нашей эры и самолетами в Средневековье, Ваканда ни разу не попыталась ни завоевать мир, ни даже помочь соседним странам. Если бы современный Лаос вдруг обрел технологии бронзового века, мы бы все уже давно говорили на лаосском. Это не упрек конкретной нации, но государства и народы просто неспособны сохранять такое длительное и тотальное миролюбие.

Во-вторых, если вакандцы считаются самыми добрыми и просвещенными людьми на Земле, разве не была их морально-этической обязанностью помощь остальному человечеству или хотя бы соседям? Даже когда европейцы поработили почти всю Африку, Ваканда заботилась лишь о своих «безделушках». Они объясняли это опасностью вибраниума, но никто, кроме них, о его свойствах не знал и не интересовался им. Единственным, кто использовал вибраниум как оружие, оказался беглый ваканец.

И именно этих людей сериал представляет героями. В то время как к одним с великой силой приходит великая ответственность, другие вместо нее получают великое лицемерие. Все свои колоссальные ресурсы они тратят не на борьбу со злом, а на воровство. Я понимаю дилемму «кражи у вора», но в большинстве случаев агенты охотятся за совершенно безобидными артефактами других народов, которые случайно содержат вибраниум.

Эпизод за эпизодом: Анализ сюжета

Эпизод 1: «В логове льва»

События первого эпизода, «В логове льва», разворачиваются в 1260 году до нашей эры на Крите. Беглый вакандский командир с помощью вибраниумового оружия основал собственное королевство и начал порабощать народы Средиземноморья. Ваканда посылает на его поиски бывшую участницу элитной гвардии Дора Милаж.

Весь эпизод до краев наполнен штампами низкобюджетных боевиков, что поначалу создает впечатление сатиры. Главная героиня «не работает в команде», «сама прокладывает свой путь», дерзит начальству, в одиночку расправляется с отрядом, состоящим из женщины-викинга, самурая и ассасина (как они оказались в отряде африканского вождя в 1260 году до н.э. – загадка, выглядящая эффектно, но нелепо), и так же в одиночку побеждает главного злодея. При этом у нее всего два ножа, а у него – супероружие, которым он покорил множество народов.

Стоит отметить, что это единственный раз за весь сериал, когда действия агентов Ваканды казались оправданными. Здесь оружие действительно попало в опасные (хоть и вакандские) руки и угрожало внешнему миру. Однако истинной причиной вмешательства вакандцев была не забота о мире, а страх, что королевство злодея станет слишком сильным и создаст угрозу для самой Ваканды.

Эпизод 2: «Легенды и ложь»

Африканская культура невероятно многогранна и богата. Черный континент – колыбель человечества, до сих пор являющаяся домом для тысяч народов с уникальными историей и преданиями. Это непаханое поле для экранизаций любого формата.

И что же делает Marvel в своей антологии об Африке? Правильно! Посвящает половину серий Древней Греции. Эпизод «Легенды и ложь» – очередная адаптация мифа о Троянской войне и знаменитом коне. Как будто нам мало было пересказов этой легенды.

Главными героями выступают Ахиллес и его «лучший друг» Мемнон (царь эфиопов и один из защитников Трои, погибший от руки Ахиллеса, а не бывший его другом, как показано здесь). Мемнон на самом деле является агентом Ваканды, который уже девять лет пытается реквизировать ожерелье Елены. Союзники, конечно, не догадываются об этом и считают его надежным боевым товарищем.

Вместе они сражаются «за родину» (при чем тут их родина?) и «ради справедливости» (ради справедливого распределения жен?). Ахиллес же, по версии сценаристов, «втянул людей в эту войну, чтобы создать легенду, которая будет вдохновлять следующие поколения»… Я… Что… Кто… Авторы, вы серьезно?!

На фоне такой мотивации Ахиллеса все остальные нелепости уже не кажутся столь дикими. Неважно, что ахейцы средь бела дня забираются на стены Трои, сооружая лестницу из мечей в пяти метрах от главных ворот. И уж совсем неважно, что самая масштабная мифологическая война показана как противостояние пяти греков и пары десятков троянцев.

В финале эпизода (осторожно, спойлеры!) Мемнон оставляет Ахиллеса на растерзание врагам, чтобы отобрать ожерелье у Елены. Не ядерную бомбу, а безделушку с камнем, который может немного взрываться. Ахиллес справедливо обвиняет Мемнона в предательстве, и тот его убивает. Возможно, здесь должна была быть мораль о том, как ради отечества он пожертвовал дружбой, какой он патриот. Но вместо этого нам показали крысу, которая могла украсть это ожерелье десятком других способов, не подразумевающих предательства и убийства друзей.

Эпизод 3: «Язык дракона»

Мой любимый эпизод. В нем миниатюрная китайская девушка буквально выбивает всю дурь из элитных солдат высокоразвитой Ваканды. Хм… нет, не поэтому любимый, хотя это и приятное разнообразие.

Агент Ваканды отправляется в Китай и похищает священную статую дракона, язык которой сделан из вибраниума. Его романтический интерес оказывается Железным Кулаком (передающийся титул во вселенной Marvel, носителями которого являются мастера боевых искусств, поглотившие душу дракона; про другую версию есть сериал от Netflix). Она преследует его до Ваканды, наносит всем серьезный урон и убедительно объясняет лицемерие их организации. Она прямо заявляет, что, пытаясь «вернуть свое», они по сути просто воруют артефакты других народов. В конце героиня извлекает вибраниумовый язык статуи и передает его вакандцам, до которых, наконец, доходит, что проблемы можно решать не только путем воровства.

Этот эпизод демонстрирует, что авторы все же способны на некоторый анализ и самоиронию. Плюс, в отличие от первых двух серий, здесь присутствует хоть толика юмора. Ну и связь с остальной вселенной Marvel может порадовать фанатов, если таковые еще остались.

Эпизод 4: «Последняя Пантера»

1894 год. Эфиопия, единственная африканская страна, сумевшая дать отпор европейцам, ведет кровопролитную войну против итальянских захватчиков. Чем же занята в этот момент Ваканда? Она отправляет своих людей под шумок ограбить соседку.

Молодой принц и его наставник успешно справляются с задачей, но внезапно на них нападает куда более развитый враг. А кто может быть развитее вакандцев? Вакандцы из будущего! Последняя Черная Пантера сначала сражается с героями, пытаясь отобрать «реквизированный» (по сути, украденный) топор. И только потом решает объяснить, что она из будущего.

В ее времени инопланетяне уничтожили человечество. А случилось это потому, что единственная страна, способная противостоять пришельцам, находилась в изоляции. И не спрашивайте, что это за страна. Короче говоря, ей нужно, чтобы топор оставался украденным. Чтобы его смог украсть Киллмонгер (антагонист фильма «Черная Пантера», которого некоторые зрители считают героем за его желание раздать вибраниумовое оружие всем африканцам) в первом фильме «Черная Пантера» (где утверждается, что этот топор британцы вывезли из Бенина, расположенного на противоположной от Эфиопии стороне Африки). И тогда Т`Чалла выведет Ваканду из изоляции, и она спасет мир от инопланетян.

И вот, казалось бы, ответ на мои претензии о том, что Ваканда не помогает остальному миру. Но он просто дико странный. Последняя Пантера путешествует во времени, но единственный ее способ повлиять на его течение – не дать кому-то украсть топор раньше срока. Но она только что объяснила всю ситуацию принцу; почему нельзя было так же рассказать обо всем другим царям Ваканды в разные времена?

Общее впечатление от сериала

К счастью, в «Очах Ваканды» всего четыре эпизода. Будь их десять, я вряд ли досмотрел бы сериал. Даже при четырех получасовых сериях шоу умудряется быть мучительно затянутым. Как это возможно – неясно, но каждый эпизод тянется бесконечно. Авторы могли бы просто показать нарезку без диалогов, демонстрирующую, насколько героиня первой серии бунтарка и крутышка. Вместо этого они просто рассказывают об этом.

Визуальная составляющая шоу местами отличная. Не целиком, но статичные пейзажи выглядят очень красиво. Что касается дизайна персонажей, то тут на вкус и цвет. Кто-то назовет его интересным и нетривиальным, другие – уродливым. Я склонен согласиться с обеими точками зрения.

Анимация в целом на уровне, пока в кадре ничего не происходит. Экшен-сцены не плохие, они динамичные и очень быстрые, но кажутся неестественными. Возможно, это лишь мое восприятие, но персонажи и предметы словно не имеют массы, из-за чего удары и прыжки выглядят фальшиво. Кроме того, несмотря на большое количество убийств, крови нет совсем, что тоже выглядит странно.

И хорошо, что сценаристы не свели все шоу к расовой борьбе. Думаю, искушение сделать злодеями белых колонизаторов, веками грабивших Африку и порабощавших ее детей, было велико. И показать, как вакандцы смело… э… стояли в стороне и наблюдали. Ах, вот почему эту тему не раскрыли!

Вывод

«Очи Ваканды» недостаточно хороши, чтобы получать от них удовольствие. И недостаточно плохи, чтобы над ними посмеяться. Они просто… никакие.

Истории в антологии не цепляют. Герои – клишированные пустышки без какой-либо изюминки. Более того, их целенаправленно выставляют крайне неприятными личностями: предателями и ворами. Визуальная часть порой радует, но этого слишком мало, чтобы оправдать просмотр этого сериала.

Сергей Радонежский

Сергей Радонежский, проживающий в Хабаровске, заслужил репутацию одного из самых точных прогнозистов в спортивной журналистике. Его глубокое понимание футбола и других популярных видов спорта России сочетается с уникальным подходом к анализу статистики.

Спортивная онлайн-газета