Когда-то “Черное зеркало” считалось вершиной современной научно-фантастической антологии. Но не растерял ли сериал свою свежесть за годы? Способен ли он по-прежнему удивлять зрителей, или же исчерпал себя? В этом обзоре мы попытаемся разобраться.
Вопрос о том, сохраняет ли “Черное зеркало” свой уровень, остается открытым. Некоторые считают, что сериал уже не достигнет высот ранних эпизодов, включая тот самый, с премьер-министром и свиньей. Интересно, что даже без явной фантастики, первая серия задала тон всему сериалу. “Черное зеркало” – это не только о технологиях, меняющих нашу жизнь, но и о неожиданных поворотах, социальной критике и пугающей близости показанного будущего к реальности.
Седьмой сезон формально содержит все фирменные элементы “Черного зеркала”: фантастические концепции и социальные комментарии. Однако, по мнению автора, лишь половина эпизодов получилась удачной – первый, пятый и шестой. Остальные кажутся слабее. В сезоне в целом есть ряд недостатков.
Первый недостаток – предсказуемость сюжетов. Сценаристы слишком явно указывают на развитие событий. Например, показ “треш-онлифанс” сразу намекает на способ заработка героя. Представление суперкомпьютера “между делом” не оставляет сомнений в его взломе. Единственным эпизодом, сумевшим удивить, стал “Каллистер”.
Второй минус – ощущение самоповторов. Возможно, это неизбежно для антологии, но в седьмом сезоне темы перекликаются не только с прошлыми сезонами, но и внутри самого сезона.
Сезон включает три любовные истории, все затрагивающие темы потери и высокотехнологичных способов борьбы со смертью. Еще три эпизода разворачиваются в виртуальной реальности, два связаны с видеоиграми и судьбами NPC, и еще два – с искусственным интеллектом и цифровым копированием личности.
Обзор эпизодов
Эпизод 1
Синопсис: В центре внимания – небогатая, но счастливая пара. Жена страдает от смертельной болезни мозга. Муж соглашается на экспериментальную операцию, которая спасает ей жизнь, но подключает к облачному сервису. У всего есть своя цена.
Первый эпизод сезона наиболее соответствует духу “Черного зеркала”. Технологии здесь максимально реалистичны и переплетаются с уже существующими. Киберпанковский принцип “High Tech, Low Life” проявляется в полной мере, показывая, как чудо может обернуться проклятием.
Эпизод сатирически изображает знакомые всем подписочные сервисы. Технология, заменившая поврежденную часть мозга героини, требует ежемесячной платы в 300 долларов. Вопреки стереотипу о богатстве американцев, 25 тысяч рублей – значительная сумма.
Однако, увеличенные расходы, вынуждающие героев больше работать, – лишь начало проблем. Условия подписки постоянно меняются. Вскоре через жену начинают транслировать контекстную рекламу, отключение которой стоит 800 долларов. Затем компания начинает использовать вычислительные мощности ее мозга, из-за чего женщина постоянно спит, не отдыхая. Чтобы вернуть контроль над своей жизнью, требуется платить 1800 долларов в месяц, не говоря уже о других проблемах, связанных с подпиской.
Особенно удачной показалась любовная линия. Романтические истории о “бабочках в животе” приятны, но история о паре, которая проходит через трудности и сохраняет верность, вызывает искреннее уважение.
Эпизод 2
Синопсис: Женщина встречает на работе бывшую одноклассницу. Со временем она начинает замечать странные события, которые остаются незамеченными для остальных.
Существует жанр параноидального кино, где главный конфликт и злодей – разум главного героя. Он, вместе со зрителем, теряет грань между реальностью и вымыслом. В таких произведениях могут использоваться приемы ненадежного рассказчика и другие сложные нарративные техники.
Однако, в эпизоде “Предмет отвращения” нет сложных приемов. События развиваются прямолинейно, причина происходящего очевидна, и нет оснований сомневаться в рассудке героини, так как разгадка проста, хотя и фантастична.
Одноклассница главной героини была изгоем и компьютерным гением, над которой, угадайте кто, издевался. Теперь эта одноклассница очаровывает весь коллектив, в то время как главную героиню преследуют неудачи. Героиня начинает сомневаться в своем здравомыслии, ей кажется, что реальность вокруг меняется – названия не соответствуют ее воспоминаниям, события происходят не так, как она помнит.
В другом контексте это могло бы стать началом психологического триллера. Но здесь с самого начала понятно, что одноклассница изменяет реальность, а не героиня страдает от психического расстройства. Единственным достоинством эпизода является его абсурдно глупая концовка.
Эпизод 3
Синопсис: Компания разрабатывает новый метод создания ремейков фильмов, помещая современных знаменитостей в виртуальный мир классических картин.
Этот эпизод точно вызовет интерес. Сюжет о том, как в классическом фильме главного героя заменяют на *. Если “Обычные люди” были типичным “Черным зеркалом”, то “Отель `Мечта`” – скорее “нетфликсовский” продукт.
Популярная, но недооцененная актриса, считающая себя очень талантливой (что спорно), соглашается на главную мужскую роль в ремейке своего любимого фильма. Однако, она не изучает детали предложения, а съемочная группа почему-то решает снимать без репетиций и предварительного обсуждения со звездой. Такая глупость просто поражает.
Не объяснив толком ничего, героиню погружают в фильм, как в “Калейдоскопе ужасов”, “Плезантвиле” или “Последнем киногерое”. Для успеха фильма от актрисы требуется не только произносить реплики, но и поддерживать “уровень притяжения” с партнером, “целостность мира” и другие надуманные термины, которые ей, опять же, никто не объяснил.
Естественно, все идет не по плану. Сюжет развивается неверно, ИИ-актриса обретает самосознание, главная героиня застревает в виртуальном мире, и, конечно же, возникает любовная линия, которую мы не одобряем.
Ирония заключается в том, что персонажи в эпизоде борются с сюжетными дырами, в то время как их собственная история полна недостатков. Съемки без репетиций, отсутствие объяснений технологии для актрисы, надуманное ограничение по времени (хотя они могли запустить устройство где угодно, они арендуют павильон), нелогичное поведение профессиональной актрисы, абсурдное объяснение самосознания. И все это ради создания неудачной версии “Сан-Джуниперо”?
Эпизод 4
Синопсис: Полиция допрашивает эксцентричного подозреваемого в убийстве, чья история связана с революционной игрой 90-х годов.
Начало эпизода напоминает “Игрушку” в хорошем смысле, по крайней мере, для автора. Образ асоциального игрового журналиста, дружащего с NPC, оказался ближе, чем образ *.
В течение всего эпизода главный герой рассказывает о своей связи с нераскрытым убийством 1994 года. Оказывается, в то время он работал в игровом журнале. Его пригласил на закрытый показ знаменитый геймдизайнер Колин Ритман, знакомый по “Бандерснэтчу” (или “Брандашмыгу”). Прямой связи с интерактивным фильмом нет, но Ритман снова выступает как катализатор для действий главного героя.
Ритман создал уникальную видеоигру, которая больше, чем игра – это саморазвивающаяся цифровая форма жизни. Главный герой почувствовал связь с этими цифровыми существами, похитил их, нашел способ общения (что, кстати, осуждается) и посвятил жизнь служению своим новым друзьям.
Концепция эпизода интересна, а Питер Капальди и его молодой актер отлично справились с ролями. К сожалению, концовка содержит сюжетную дыру, которая портит общее впечатление.
Внимание, спойлер!
Главный герой, используя команду от своего тамагочи, захватывает контроль над главным суперкомпьютером страны. Для этого он показывает некий QR-код в камеру наблюдения в комнате допроса. Возникает вопрос: почему он не мог использовать любую другую камеру в городе? Или даже нанести татуировку с кодом на лоб?
Кроме того, эпизод явно пытается вызвать ностальгию, отсылая к “Doom” и “Road Rash”. Непонятно, почему герой для апгрейда выбирает консоли, а не комплектующие для ПК, аргументируя это их “большей мощностью”. Также сложно представить игрового журналиста с постером Atari Jaguar над кроватью.
Эпизод 5
Синопсис: Мужчина узнает о смерти давней знакомой. Организаторы похорон предлагают ему записать воспоминания для показа на церемонии.
Уникальный и очень удачный эпизод. Это практически бенефис Пола Джаматти, талантливого актера.
Оказывается, умершая – не просто знакомая, а возлюбленная главного героя, любовь всей его жизни. Однако, они расстались давно и не лучшим образом, поэтому он не может вспомнить ее лицо. Виртуальный ассистент и технология погружения в фотографии призваны помочь восстановить воспоминания.
Постепенно, шаг за шагом, раскрывается история их знакомства, отношений, совместной жизни и расставания. Все это представлено с точки зрения главного героя, через призму обиды, боли и самосожаления. Иначе и быть не могло.
Хотя это и третья любовная история в сезоне, любовь здесь не является главной темой. Скорее, это рассказ об исцелении. Звучит пафосно, но аналогия точна. Их расставание, глупое, эмоциональное и непонятное, подобно незажившей ране. Со временем она воспалилась и превратила жизнерадостного юношу в угрюмого старика. Процесс “Скорби”, восстановления воспоминаний – это вскрытие этой раны, болезненное, но приносящее облегчение с горьким привкусом.
Внимание, спойлер!
Лирическое отступление закончено, возвращаемся к критике. Понятно, почему расставание было таким – это необходимо для сюжета. В реальности такое тоже случается. Но это не отменяет глупости ситуации. Один, восприняв ситуацию как отказ, обрывает связь, не пытаясь разобраться. Вторая полагается на записку, которую должен заметить обиженный и пьяный человек, и тоже обрывает связь.
Люди, для передачи мыслей используйте слова! Люди учатся говорить с года. Применяйте этот навык.
Эпизод 6
Синопсис: Прямое продолжение эпизода “USS `Каллистер`” из четвертого сезона. Команде корабля нужно выжить в MMO с 30 миллионами игроков, а их реальные прототипы начинают подозревать неладное.
“Черное зеркало” известно пасхалками и отсылками к предыдущим эпизодам. В “Игрушке” даже появились знакомые персонажи. Но полноценного сиквела еще не было. Почему “USS `Каллистер`” удостоился этой чести? Возможно, из-за его качества или потенциала для продолжения.
Виртуальная команда спаслась от капитана и стала чем-то вроде “забагованных” NPC в MMO “Бесконечность”. Чтобы выжить, они вынуждены грабить других игроков. Но в отличие от обычных геймеров, для них опасности виртуального мира реальны. Аналогией может служить фильм “Главный герой” с Райаном Рейнольдсом (в эпизоде даже есть фанат ФК “Рексем”, принадлежащего Рейнольдсу).
В реальном мире Нанетт (главная героиня) почему-то становится похожа на Роберта Дэйли (главного злодея первой части). Она понимает, что ее цифровой клон заперт в игре и пытается ей помочь. Далее сюжет развивается предсказуемо, но с парой неожиданных поворотов.
Возможно, кому-то это не понравится, но автору понравилось, что сиквел сменил жанр. Первая часть была триллером о героях, запертых с социопатом. Продолжение – скорее экшен, космический блокбастер. Юмор при этом остался на прежнем уровне.