Предстоящий Гран-при Канады станет первым из двух гонок подряд, где чемпион мира Формулы-1 Макс Ферстаппен окажется под серьезным риском из-за штрафных баллов, полученных после спорных событий на прошлом этапе в Испании.
Хотя 10-секундный штраф, наложенный судьями на пилота Red Bull в конце гонки за столкновение с Джорджем Расселлом из Mercedes, стоил ему немедленной и потенциально важной потери девяти очков в чемпионате (он опустился с пятого на десятое место), еще более неприятным последствием стали три штрафных балла, добавленные к его суперлицензии F1.
Значимость этой дополнительной санкции заключается в том, что она доводит счет Ферстаппена до 11 баллов за последние 12 месяцев — всего на один балл меньше до автоматического запрета на участие в одной гонке согласно регламенту Формулы-1.
Баллы остаются на лицензии гонщика в течение года до истечения срока, но первые из текущих баллов Ферстаппена будут списаны только 30 июня. Эта дата наступает после двух следующих гонок: в Монреале на этой неделе и в Австрии две недели спустя.
«Никогда нельзя ничего гарантировать», — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, комментируя рискованную ситуацию, в которой оказался его ведущий пилот на ближайшие два этапа.
«Ему просто нужно избегать неприятностей в ближайших двух гонках. Затем, в конце июня, спишутся первые баллы».
Ферстаппен провел первые восемь гонок этого сезона до Испании без штрафов, а также имел более длинные серии без наказаний в прошлом. Поэтому Red Bull уверена, что их четырехкратный чемпион сможет снова найти правильный баланс. Однако, учитывая, как быстро Ферстаппен накопил штрафные баллы за последний год, у него действительно осталось мало места для даже небольших ошибок в плотной борьбе на трассе в ближайшие несколько недель.
Система штрафных баллов в Формуле-1
Система штрафных баллов за нарушения правил на трассе была введена в Формуле-1 с начала сезона 2014 года, чтобы служить дополнительным сдерживающим фактором против регулярных инцидентов.
В то время как спортивные санкции — такие как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезды через пит-лейн, а в самых крайних случаях и дисквалификации — являются одними из мер, доступных судьям Гран-при для наказания тех, кто признан виновным или преимущественно виновным в нарушениях правил на трассе, они также могут применять штрафные баллы (один, два или три) к суперлицензии пилота.
Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в уик-эндах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом отношении система схожа с системой накопительных штрафов на стандартных водительских удостоверениях за нарушения правил дорожного движения. Как и в случае с обычными правами, гонщикам грозит запрет на участие в гонках, если они достигают максимального количества в 12 баллов — в случае Формулы-1 это рассчитывается за скользящий 12-месячный период.
| Пилот | Баллы |
|---|---|
| Макс Ферстаппен | 11 |
| Лиам Лоусон | 6 |
| Нико Хюлькенберг | 4 |
| Оскар Пиастри | 4 |
| Оливер Берман | 4 |
| Ландо Норрис | 3 |
| Лэнс Стролл | 3 |
| Карлос Сайнс | 2 |
| Фернандо Алонсо | 2 |
| Франко Колапинто | 2 |
| Алекс Албон | 2 |
| Джордж Расселл | 1 |
| Восемь пилотов | 0 |
Спортивный регламент гласит: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия приостанавливается на следующее Соревнование, после чего с лицензии списываются двенадцать (12) баллов.
Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они списываются в двенадцатую (12) годовщину их наложения».
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?
Ниже приведен список инцидентов, за которые Макс Ферстаппен получил штрафные баллы, и даты, когда эти баллы будут списаны:
- 30 июня 2024 г. — 2 балла — Столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии (инцидент от 2023 года)
- 27 октября 2024 г. — 2 балла — Вынудил Ландо Норриса покинуть трассу на Гран-при Мехико (инцидент от 2023 года)
- 2 ноября 2024 г. — 1 балл — Слишком высокая скорость под виртуальным автомобилем безопасности в Спринте Сан-Паулу (инцидент от 2023 года)
- 30 ноября 2024 г. — 1 балл — Излишне медленная езда, препятствующая Джорджу Расселлу в квалификации Гран-при Катара (инцидент от 2023 года)
- 8 декабря 2024 г. — 2 балла — Столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби (инцидент от 2023 года)
- 1 июня 2025 г. — 3 балла — Столкновение с Джорджем Расселлом на Гран-при Испании (инцидент от 2024 года)
Первые два балла Ферстаппена за столкновение с Норрисом в Австрии истекают через год после инцидента, 30 июня. Однако следующие два балла, полученные в Мехико в прошлом году, не будут списаны до конца октября. Это означает, что Ферстаппен, даже если избежит баллов в Канаде и Австрии, останется с девятью баллами еще на протяжении девяти Гран-при.
Какие инциденты могут повлечь за собой один штрафной балл?
Стюарды гонки могут наложить три штрафных балла за наиболее серьезные нарушения и один балл за менее значительные.
Не существует общедоступного «меню» инцидентов, которые точно соответствуют каждому уровню наказания, но за 11 лет действия системы накопилось достаточно прецедентов для ориентации.
Как указано выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты за последний год — первый за слишком высокую скорость под виртуальным автомобилем безопасности в Спринте Сан-Паулу, второй в Катаре за излишне медленную езду перед приближающимся Расселлом в квалификации.
Джордж Расселл, по совпадению, получил свой текущий единственный балл в том же уик-энде в Катаре за несоблюдение правила, требующего сохранять дистанцию в 10 корпусов машины за автомобилем безопасности.
Столкновения с другими автомобилями также приводили к одному штрафному баллу в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — причем не только в гонках.
Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл на свою суперлицензию на прошлом месяце на Гран-при Монако за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой пятничной практики.
Эстебан Окон, тем временем, получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он столкнулся с боком машины Леклера перед своими кругами на стартовой решетке Спринта.
Достигал ли кто-либо ранее лимита в 12 баллов?
Хотя несколько пилотов приближались к накоплению 12 действующих баллов на лицензии, только в прошлом сезоне — спустя десятилетие после введения системы — кто-то достиг этой отметки. Им стал Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате тогдашний пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, где его место занял Оливер Берман.
До введения формальной системы последним пилотом, отстраненным от Гран-при, был Ромен Грожан, вызвавший массовое столкновение на первом круге на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был участником инцидентов ранее по ходу того сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные нарушения, в то время как Найджелу Мэнселлу было запрещено участвовать в Гран-при Испании 1989 года.
Кого Red Bull привлечет, если Ферстаппен пропустит гонку?
Конечно, Red Bull надеется и оптимистично полагает, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет «избежать неприятностей» в Монреале и Австрии, чтобы эта проблема не стала для команды насущной.
Но если бы им внезапно потребовалось найти одноразовую замену Ферстаппену, то почти неизбежно был бы привлечен один из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Исак Хаджар или Лиам Лоусон — чтобы выступить один уик-энд рядом с Юки Цунодой.
Однако такая перестановка, в свою очередь, создала бы одноразовую вакансию в младшей команде.
Более опытным резервным вариантом Red Bull является 23-летний японец Аюму Иваса, который участвовал в пятничных тренировках обеих команд. Также теперь жизнеспособным вариантом стал бы 17-летний британец Арвид Линдблад, лидер чемпионата F2, после того как FIA на этой неделе удовлетворила давний запрос команды о выдаче ему суперлицензии до его 18-летия.








