Грядущий Гран-при Австрии станет последней гонкой, где чемпион мира Ф1 Макс Ферстаппен будет балансировать на грани получения штрафных баллов.
Недавнее спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселлом на Гран-при Испании не только немного снизило его шансы в борьбе за титул, но и добавило неприятностей в виде трех штрафных баллов к его суперлицензии Ф1.
Значение этого дополнительного наказания в том, что оно довело количество баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11 — всего одного балла до автоматического бана на одну гонку согласно правилам Ф1.
Штрафные баллы сохраняются на суперлицензии пилота в течение одного года. Первые из текущих баллов Ферстаппена будут аннулированы только 30 июня — в понедельник после предстоящего Гран-при Австрии.
Ферстаппен провел уикенд в Канаде без дополнительных штрафов, хотя был раздражен вопросами о возможном бане после квалификации, где он занял второе место рядом с Джорджем Расселлом, который в итоге выиграл гонку.
«Никогда нельзя ничего гарантировать», — заявил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, комментируя шаткое положение своего ведущего пилота.
«Ему просто нужно избегать проблем… а затем, в конце июня, первые баллы спишутся», — добавил Хорнер.
Ферстаппен провел первые восемь гонок этого сезона до Испании без штрафов — и даже более длительные серии в прошлом, поэтому Red Bull уверена, что их четырехкратный чемпион сможет снова найти нужный баланс. Однако в Шпильберге у него совсем мало пространства для ошибок, учитывая, как быстро у него накопились штрафные баллы менее чем за год.
Объяснение системы штрафных баллов в Формуле-1
Система штрафных баллов была введена в Формуле-1 с начала сезона 2014 года для нарушений правил на трассе со стороны пилотов. Она призвана служить дополнительным сдерживающим фактором против частых инцидентов.
Хотя спортивные санкции — такие как штрафы времени, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в самых крайних случаях, дисквалификации — являются инструментами стюардов для наказания тех, кто признан виновным в нарушениях на трассе, у них также есть возможность начислять штрафные баллы (один, два или три) на суперлицензию пилота.
Суперлицензия является обязательным условием для участия пилотов в Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы. В этом смысле система схожа с начислением баллов на обычных водительских правах за дорожные нарушения. Как и на дороге, пилотов отстраняют, если они набирают максимум 12 баллов — в случае Ф1, за скользящий 12-месячный период.
Текущие штрафные баллы пилотов Формулы-1
| Пилот | Баллы |
|---|---|
| Макс Ферстаппен | 11 |
| Лиам Лоусон | 6 |
| Нико Хюлькенберг | 4 |
| Оскар Пиастри | 4 |
| Оливер Берман | 4 |
| Ландо Норрис | 3 |
| Лэнс Стролл | 3 |
| Карлос Сайнс | 2 |
| Фернандо Алонсо | 2 |
| Франко Колапинто | 2 |
| Алекс Албон | 2 |
| Джордж Расселл | 1 |
| Восемь пилотов | 0 |
Спортивный регламент гласит: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия приостанавливается на следующее Соревнование, после чего двенадцать (12) баллов будут списаны с лицензии. Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно списываются в двенадцатую (12) годовщину их начисления».
Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?
- 30 июня 2024 года – 2 балла – Столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии
- 27 октября 2024 года – 2 балла – Вытеснение Ландо Норриса с трассы на Гран-при Мехико
- 2 ноября 2024 года – 1 балл – Слишком высокая скорость под режимом виртуального автомобиля безопасности в спринте в Сан-Паулу
- 30 ноября 2024 года – 1 балл – Необоснованно медленная езда и препятствование Джорджу Расселлу в квалификации Гран-при Катара
- 8 декабря 2024 года – 2 балла – Столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби
- 1 июня 2025 года – 3 балла – Столкновение с Джорджем Расселлом на Гран-при Испании
Первые два балла Ферстаппена за столкновение с Норрисом в Австрии истекают в годовщину инцидента, 30 июня, но следующие два балла из Мехико в прошлом году будут списаны только в конце октября. Это означает, что даже если Ферстаппен избежит штрафных баллов в Австрии, которые могут привести к бану, он останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.
Какие инциденты могут повлечь за собой один штрафной балл?
Гонщики могут получить до трех штрафных баллов за самые серьезные нарушения и один балл за менее значительные инциденты.
В четверг FIA впервые опубликовала два документа, которые стюарды используют в качестве руководства по стандартам вождения и штрафам. Хотя эти документы не имеют нормативной силы, и стюарды принимают решения независимо от FIA на основе действующего регламента, рекомендации касаются примерно 100 распространенных нарушений.
Как упоминалось выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты за последний год — первый раз за слишком высокую скорость под виртуальным автомобилем безопасности в спринте в Сан-Паулу, второй раз в Катаре за неоправданно медленную езду перед приближающимся Расселлом в квалификации.
Расселл, кстати, получил свой единственный балл на суперлицензии в тот же уикенд в Катаре за несоблюдение правила о дистанции в 10 корпусов машины за автомобилем безопасности.
Столкновения с другими автомобилями также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — и не только в гонках.
Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл к своей суперлицензии на недавнем Гран-при Монако за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой практики в пятницу.
Эстебан Окон, в свою очередь, получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из боксов Alpine и врезался в бок Леклера перед выездом на стартовую решетку спринта.
Набирал ли кто-то прежде 12 баллов?
Хотя несколько пилотов подходили близко к накоплению 12 активных баллов, лишь в прошлом сезоне — спустя десятилетие после введения системы — Кевин Магнуссен достиг этой отметки после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и его место занял Оливер Берман.
До введения официальной системы последним пилотом, отстраненным от Гран-при, был Ромен Грожан после массового столкновения нескольких автомобилей в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в инцидентах ранее по ходу сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные нарушения, а Найджелу Мэнселлу запретили участвовать в Гран-при Испании 1989 года.
К кому обратится Red Bull, если Ферстаппен пропустит гонку?
Конечно, Red Bull надеется, что Ферстаппен, как выразился Хорнер, сможет «держаться подальше от неприятностей» в Австрии, чтобы избежать этой немедленной и нежелательной проблемы для команды. Но если бы им внезапно потребовалось найти одноразовую замену для Ферстаппена, то практически неизбежно был бы привлечен один из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Исак Хаджар или Лиам Лоусон — чтобы подменить его на один уикенд рядом с Юки Цунодой.
Однако такое изменение, в свою очередь, создало бы разовую вакансию в младшей команде.
23-летний японец Аюму Иваса является более опытным резервным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных тренировках за обе команды, а 17-летний британец Арвид Линдблад, лидер Формулы-2, также теперь может стать реальной опцией после того, как на этой неделе FIA удовлетворила давний запрос команды на исключение для получения суперлицензии их протеже, за два месяца до его 18-летия.








