Перед началом сезона Формулы-1 2025 года букмекеры из Великобритании неожиданно назвали Ландо Норриса фаворитом в борьбе за титул, опередив даже четырехкратного действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена.
В то время как Норрис обсуждал свой новый статус в предсезонных интервью, его напарник по McLaren, Оскар Пиастри, скромно заявлял о своей готовности бороться за титул, не обращая внимания на то, что букмекеры считали его аутсайдером, ставя ниже Шарля Леклера из Ferrari и Льюиса Хэмилтона.
Однако, после всего четырех из 24 этапов сезона, и несмотря на то, что Пиастри отстает от Норриса на три очка в общем зачете, австралиец обошел своего товарища по команде и стал новым фаворитом.
Хотя еще далеко не факт, что титульная гонка развернется между гонщиками McLaren, поскольку Ферстаппен из Red Bull и Джордж Рассел из Mercedes остаются в пределах досягаемости, стремительная смена восприятия лидеров команды, безусловно, вызывает интерес.
В преддверии Гран-при Саудовской Аравии аналитики разбирают, как Норрис так быстро превратился из главной надежды McLaren в аутсайдера внутри собственной команды.
Справится ли Норрис с давлением?
Никогда не было сомнений в том, что у Норриса есть скорость, необходимая для завоевания титула чемпиона мира. Хотя он, как и остальные гонщики, возможно, не находится на одном уровне с Ферстаппеном, британец доказал в прошлом году, пытаясь догнать голландца, что может доминировать в гонках, когда у него самая быстрая машина.
Однако тот факт, что он также не смог выиграть несколько гонок в 2024 году, где, казалось, имел небольшое преимущество в темпе, оставил вопросы о его склонности “ставить палки в колеса” самому себе. Потеря лидерства на старте гонок была повторяющейся проблемой, а Норрис также публично выражал неуверенность в себе и признавал свое отставание от Ферстаппена в ряде случаев.
Надеялись, что первый опыт постоянной борьбы в лидерах подготовит Норриса к его большому шансу в 2025 году, и первые признаки были превосходными: он взял поул-позицию на первом этапе сезона в Австралии, а затем преодолел чрезвычайно сложные условия и выиграл гонку.
Интересные комментарии прозвучали от Рассела после этой победы. Он предположил, что у McLaren было большее преимущество, чем у Red Bull во время их исторически доминирующей кампании 2023 года. Рассел добавил, что у него больше надежды бороться за победы, потому что, в отличие от Red Bull, у McLaren нет Ферстаппена.
Также было заметно, что Рассел неоднократно комментировал статус Норриса как фаворита, когда они пересекались на пресс-конференциях и в паддоке, и гонщик McLaren начал раздражаться от его подколок.
Норрис допустил осечку в Китае, заработав всего одно очко в спринте, а затем довольствовался вторым местом в гонке, уступив Пиастри. В следующем раунде в Японии он выступил лучше своего напарника по команде, но на этот раз стал вторым после Ферстаппена, когда гонщик Red Bull преподнес сенсацию, опередив McLaren.
Ферстаппен впоследствии заявил, что если бы он был в McLaren, то обеспечил бы себе комфортную победу в Сузуке, а затем повторил свои комментарии перед гонкой в Бахрейне. Норрис почувствовал необходимость ответить на заявления Ферстаппена, прежде чем продемонстрировать очередную слабую квалификацию, заняв шестое место, а затем пробившись на третье место в гонке.
После квалификации Норрис сказал, что чувствует себя “бестолковым” и “как будто никогда раньше не водил машину Формулы-1”. Только Норрис знает, какое влияние оказывают на него комментарии соперников, но нет сомнений в том, что они неоднократно пытаются усилить давление на него.
Что, по словам Норриса, является проблемой
Несмотря на признание, что у него самая быстрая машина на трассе, Норрис намекал на недостатки и недовольство характеристиками своей McLaren с самого первого уик-энда сезона.
Он пошел еще дальше после того, как был полностью превзойден Пиастри в Бахрейне, заявив, что он “не чувствует” машину и, следовательно, не демонстрирует “даже близко к своим возможностям”.
Норрис сказал: “Я не могу проехать круги так, как я делал это в прошлом сезоне. Я знал каждый поворот, все, что произойдет с машиной, как это произойдет. Я чувствовал себя на вершине машины.
“В этом году я чувствую себя совершенно иначе. Даже в Австралии, независимо от того, выиграл я гонку или нет, я никогда не чувствовал себя уверенно.
“Машина просто потрясающая, и это помогает мне выходить из многих проблем в данный момент. Я просто не показываю и близко к своим возможностям, и это больно говорить.
“Я уверен – я знаю, что у меня есть все необходимое… когда ты не уверен в машине, не знаешь, где предел, что делать на медленной скорости, на высокой скорости, в любом повороте – да, я никогда не буду настолько быстр, насколько мне нужно быть”.
Очевидно, что Норрис считает свою непоследовательность на старте сезона результатом его “отношений” с MCL39, но его решение быть настолько откровенным о своих трудностях, безусловно, не является общепринятым.
Мартин Брандл отметил в Бахрейне: “Нужно помнить, что когда мы все разочаровываемся в происходящем в нашей жизни, нас не снимает камера, и миллионы людей не смотрят на нас прямо в этот момент. Но то, как Ландо справляется с этим, он как бы ругает себя, когда его захлестывает разочарование, и так он с этим работает. Мы все разные.
“Я думаю, он пытается таким образом снизить давление, чтобы, возможно, его меньше критиковали, потому что он говорит, что он никуда не годится. Но использовать такие слова, как “бестолковый”, – он же лидирует в чемпионате мира, ради всего святого, так что он явно не бестолковый. Он один из лучших в мире прямо сейчас.
“Проблема с такой стратегией в том, что она подпитывает твоих соперников. Пиастри, Леклер и Ферстаппен, должно быть, смотрят на это и думают: “Ого, там где-то есть слабое место, куда мы можем добраться”.
Прогресс Пиастри превосходит ожидания
Возможно, самая большая проблема для Норриса – это прогресс Пиастри, который, похоже, сделал еще один значительный шаг вперед на ранних этапах своего третьего сезона в F1.
В прошлом сезоне Норрис доминировал над Пиастри в квалификациях со счетом 21-3, но на этот раз после четырех гонок счет 2-2, и австралиец оказался сильнее в квалификации к спринту в Китае. Также казалось, что в 2024 году Норрис имел преимущество в гоночном темпе над своим напарником, но в этот раз этого не наблюдается.
Пиастри на самом деле оказывал больше давления на Норриса, когда ехал позади него в Австралии и Японии, чем британец, когда преследовал в Китае. Он уверенно выиграл в Шанхае и еще более доминирующим образом в Бахрейне, став первым гонщиком, одержавшим две победы в этом сезоне.
Единственным промахом Пиастри пока стал разворот под дождем в Мельбурне, который стоил ему, казалось, как минимум второго места в домашней гонке, но его впечатляющая реакция на финиш девятым уже компенсировала большую часть возникшего отставания.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла сделал примечательное признание после гонки в Бахрейне, предположив, что их болид 2025 года больше подходит стилю вождения Пиастри, чем Норриса.
Стелла сказал: “Мы знаем, что внесли некоторые изменения в машину, которые немного усложнили жизнь Ландо. Мы технически понимаем, в чем дело; Ландо адаптируется к этому, возможно, это сыграло немного больше на руку Оскару, и мы работаем вместе, чтобы исправить это”.
Несмотря на это признание, McLaren создали в этом году машину, которая – по крайней мере, на данный момент сезона – явно быстрее остального пелотона. Если Пиастри сможет и дальше одерживать доминирующие победы, подобные той, которую он одержал в Бахрейне, Стелла, безусловно, не будет стремиться к кардинальным изменениям MCL39.
Независимо от характеристик машины, Пиастри, похоже, добился прогресса как в скорости на одном круге, так и в управлении резиной во время гонок, что было двумя ключевыми областями, которые нуждались в улучшении.
`Пиастри ничем невозмутим и не обеспокоен`
Хотя некоторые сомневались в скорости Пиастри, австралиец демонстрирует замечательное самообладание с момента своего дебюта в 2023 году.
Существует огромный контраст между тем, как гонщики McLaren ведут свои дела: Пиастри мало что выдает прессе, независимо от своих результатов.
В то время как подход Норриса, несомненно, более занимателен и полезен для журналистов, кажется, что Пиастри способен проходить гоночный уик-энд с гораздо меньшим стрессом, чем его напарник по команде.
Перед гонкой в Бахрейне Мартин Брандл сказал: “У Пиастри есть скорость, у него есть талант, и, конечно, он становится все более опытным, все более комфортно чувствует себя в команде McLaren.
“Я провел с ним немного времени на этой неделе то тут, то там, и он так же спокоен в жизни, как и на гоночной трассе, и это спокойствие ума окупится в такие дни, как сегодня, на поуле.
“Я не думаю, что его что-либо смущает или беспокоит, и эта ментальная сила действительно проявится в этом сезоне”.
Как подсказывают слова Брандла, вряд ли произойдут какие-либо изменения в подходе или поведении Пиастри в результате его нового статуса.
В то время как Норрис настаивает, что его проблема в машине, будет интересно посмотреть, сможет ли статус “андердога” – пусть и незначительного – освободить его и помочь ему вновь обрести свою лучшую форму в Саудовской Аравии в эти выходные.