HoYoverse, Honkai: Star Rail и проблемы нового патча

Все новости

Фанбаза HoYoverse давно стала значительным явлением, игнорировать которое невозможно при обсуждении игровой индустрии. Она щедро поддерживает любимую компанию, пока та почивает на лаврах. Фансервис делает свое дело, и преданные поклонники готовы защищать знаменитые китайские франшизы от любых критиков. Игры вроде Genshin Impact, Zenless Zone Zero и Honkai: Star Rail приносят миллиарды. Мы не станем считать чужие деньги, но предложим задуматься о справедливости в игровом мире, тем более что новый патч Honkai: Star Rail дает для этого повод.

Впрочем, повода не так уж много. Новая абсурдная сюжетная линия не принесла изменений — лор льется бесконечным потоком, NPC безжалостно отнимают львиную долю игрового времени, а “златиусы” (прим. автора: возможно, речь идет о конкретных игровых элементах или персонажах, связанных с умиранием в сюжете) постепенно уходят, как и было предсказано. Их кончина выглядит весьма дежурно, без искры. Хотя попытки придать каждой смерти уникальность были, самопожертвование Гиацины и Кастории структурно идентичны, а уход Аглаи и вовсе произошел где-то за кадром, видимо, чтобы не расстроить излишне чувствительную аудиторию.

Сенат представлен как абсолютное зло, а игроки — как непоколебимые герои. Даже бедную Цифер, стоявшую в стороне, умудрились завербовать в своего рода “отряд самоубийц” на античный манер. Однако геройского пафоса и эпичности ждать не стоит: за исключением одной масштабной кат-сцены битвы с боссом, на которую, видимо, ушла большая часть бюджета патча, остальное как всегда серо и посредственно. Переплюнуть пафос битвы с Коколией не удалось, Герту снова показали на пару минут, а концовку безбожно оборвали. Кто вообще так делает?

Дальнейшие комментарии по патчу кажутся излишними. Если разработчики поленились придумать хоть что-то новое в подаче нарратива для нас, то зачем нам тратить слова? Просто попросите нейросеть пересказать сюжет и прочитайте, а мы отойдем в сторону, чтобы поговорить о действительно важных вещах.


Знаете, продукты HoYoverse — это своего рода социальный эксперимент. Если изолировать человека от всех других игр и кормить его исключительно отборной “хойоверщиной”, со временем он перестанет этому сопротивляться. Возникнет мысль, что именно так и должен строиться игровой нарратив: основательно, детально, по всем канонам. Я и сам в какой-то мере этим грешу — проведя с этой компанией пять лет, когда другие качественные сюжетные проекты заканчиваются, я прохожу несколько патчей этого гача-безумия подряд и поневоле привыкаю к такому положению дел.

Сделать из этого полноценную RPG, наверное, не получится — аудитория разбежится. Но о персонажах нужно рассказывать, иначе как их продавать? Кат-сцены, видимо, слишком дороги, поэтому длятся всего пару минут. Когда без конца играешь в откровенную бездушную халтуру, которую из-за ее специфики толком не с чем сравнивать, остается только смириться. А, как известно из аниме “Обещанный Неверленд”, смирение — лучшее средство против жизни в отчаянии.


Недавно мне “крупно не повезло”. Я запустил Clair Obscur: Expedition 33 — новинку от французских разработчиков — и прошел ее в каком-то игровом трансе за пару дней. Честно скажу: еще не придумано слов, чтобы описать ощущения от того, когда после Clair Obscur: Expedition 33 ты заходишь в Honkai: Star Rail и начинаешь слушать диалоги местных “болванчиков”. Зайди я после этого в Genshin Impact, от шока, наверное, скончался бы на месте.

Каждый продукт найдет своего потребителя, не нравится — не играй, рынок решает — в этих утверждениях есть доля правды. Но как насчет того, чтобы отбросить этот мешок оправданий и дерзко бросить вызов барьеру между геймерами и невежеством?


Clair Obscur: Expedition 33 — резонансная игра. Резонансная именно тем, насколько сильно отличается страстный и креативный подход ее разработчиков от того, что мы привыкли видеть у гигантов индустрии, бесконечно эксплуатирующих одни и те же приемы. К последним, как нетрудно догадаться, относится и HoYoverse — сколько вышло “Ассасинов” у Ubisoft, столько же однотипных сюжетных ходов вам подсунет китайская акула, не забыв коварно опустошить ваш кошелек.

Казалось бы, раньше такое презиралось. Геймеры ненавидят разное, но часто ли вы видели оправдание игровых “конвейеров”? Откровенная халтура и попытки выехать на прежней славе слишком часто наказывались аудиторией, порой даже приводя к гибели крупные франшизы — достаточно вспомнить последнюю игру серии Saints Row.

Теперь, как я понимаю, это стало нормой. Когда HoYoverse по десятому кругу использует одни и те же сюжетные ходы, знающие люди похлопывают по плечу и говорят: “Дружище, все в порядке, это же отсылка, понимать надо”. И действительно, отсылки давно превратились в самоцель как для разработчиков, так и для аудитории — количество форумов и видеороликов, посвященных поиску отсылок, просто поражает. Иногда геймерское сообщество напоминает постмодернистскую секту в своей страстной оценке этого элемента. Не поймите неправильно, отсылки — это здорово. Раз, два, пятьдесят, пусть даже сто. Но конкретно здесь за ними теряется всякий смысл.


Возьмем, к примеру, легенду о Селиозии. Я устал ее читать, даже пропуская (кстати, спасибо за возможность, хоть она и ограниченная) все части этой легенды, рассказанные NPC-коняшками. Весь этот огромный пласт информации сводится к паре предложений в стиле: “Селиозия боролась, сошла с ума, все испортила”. На этом моменте должен появиться опытный лоровед со своей библиотекой и указать на пропущенную в углу деталь. Но на нее можно попросту забить.

Серьезно, посчитайте сами, сколько из рассказанного вам за весь сюжет Амфореуса можно безболезненно выкинуть из головы? Количество реплик внушительное, поверьте. Такой объем текста никак иначе не объяснить, кроме как указаниями сверху, призванными задержать нас в игре подольше. Важный момент смерти Аглаи останется за кадром, оформленный традиционными белыми буквами на черном фоне, зато про прабабку местных NPC напишут убийственные килотонны символов.

Это уже нельзя оправдывать категориями “книжности” или “текстоцентричности”, потому что сюжетные объемы не служат никакой цели. Найдутся ли среди вас те, чье сердце трепетало от томных вздохов Фаенона о прошлом сильнее, чем от зубодробительной кат-сцены с боссом? И тут вспоминается Clair Obscur, где на легкой сложности (другой в сюжетке HSR, к слову, нет) игровой процесс и впечатляющие кинематографические вставки делят время если не 60/40, то 50/50 точно.


А ведь у разработчика Clair Obscur, Sandfall Interactive, всего 40 человек в штате (и десятки китайцев на аутсорсе). Почему какие-то малоизвестные студии могут создать эффектные и смелые сюжетные моменты, а HoYoverse — нет? Можно найти множество объяснений, но отношение к своей аудитории и к самому продукту будет первостепенным. И мы даже не будем говорить о гигантской пропасти в уровне нарратива этих двух игр — те, кто знает, поймут.

На момент выхода Genshin Impact хотелось искренне верить, что эта игра перевернет индустрию. Никто не требовал делать хардкорную RPG, но была надежда, что проект сможет позаимствовать лучшие черты коллег, чтобы вернуть в игры историю и глубину. Разрабатываешь вселенную — создай многогранный глобальный конфликт. Продаешь персонажей — напиши их круто. Получаешь от игроков миллионы — удиви графикой и кат-сценами.

Но прошло время — и надежда пала под натиском собственного эго компании. Фансервис вместо истории, борьба “добряков” с “плохишами” вместо глобального конфликта, экономия на синематиках и однообразные повторяющиеся ивенты. Этот рецепт применили ко всем играм. И пусть иногда патчи выходят откровенно удачнее, а иногда — провальнее, средний уровень остается неизменным. Третий патч подряд в истории Амфореуса идентичен предыдущим, создается ощущение, что студия нашла свой идеальный, нерушимый рецепт. А значит, ценить за смелость и неординарные решения придется совсем других героев.

Сергей Радонежский

Сергей Радонежский, проживающий в Хабаровске, заслужил репутацию одного из самых точных прогнозистов в спортивной журналистике. Его глубокое понимание футбола и других популярных видов спорта России сочетается с уникальным подходом к анализу статистики.

Спортивная онлайн-газета