«Громовержцы*»: Новый курс Marvel на человечных антигероев

Все новости

Столкнувшись с вызовами в развитии своей обширной киновселенной, Marvel, похоже, переосмыслила стратегию. Результатом стал фильм «Громовержцы*» — история о группе неприметных, предельно человечных антигероев, которые неожиданно оказываются в центре зрительского внимания. Почему ставка на персонажей без классического супергеройского пафоса оказалась выигрышной и чего сегодня ждет публика от зрелищных франшиз — давайте разберемся.

Осторожно: в тексте присутствуют спойлеры!

Пока такие звезды, как Железный человек или Капитан Америка, блистали, сражаясь со злом, существовали и другие — те, кто не смог стать героем или злодеем в полной мере, превратившись в обычных наемников. Они нашли прагматичное применение своим высокотехнологичным гаджетам, боевым навыкам и уникальным способностям, приобретенным в лабораториях или через суровые тренировки.

Такова жизнь и главной героини — Елены Беловой (Флоренс Пью). Она одинока, страдает от депрессии, испытывает финансовые трудности, личная жизнь не ладится, известности нет. Ее работа далека от героики: она выполняет заказы, действуя в одиночку по указанию вышестоящих лиц. После уничтожения экспериментальной лаборатории в Малайзии по заданию директора ЦРУ Валентины Аллегры де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус), Елена погружается в размышления о бессмысленности своего существования. Однако, прежде чем порвать с прошлым, ей предстоит выполнить последнее поручение — проникнуть в секретный бункер и устранить Эйву Старр (Ханна Джон-Кеймен), известную как Призрак.

В бункере, помимо Елены и Эйвы, обнаруживаются Джон Уокер (Уайатт Рассел), известный как Агент США (и неофициально — “Капитан Америка для бедных”), а также Антония Дрейкова (Ольга Куриленко) — Таскмастер. Они осознают, что каждый получил приказ устранить другого, и это ловушка де Фонтейн, призванная избавиться от нежелательных свидетелей. В скоротечной схватке Таскмастер погибает от пули Эйвы. Но появляется новая переменная: парень по имени Боб (Льюис Пуллман), который бродит по хранилищу в медицинской одежде, ничего не помнит и напуган. Эта вынужденная “команда спасения” объединяется, чтобы выбраться, но в итоге становится свидетелем тайной разработки де Фонтейн — проекта «Часовой», направленного на создание неуязвимых сверхлюдей, единственным выжившим образцом которого оказался Боб.

Главная и удивительно сильная идея фильма — представить героев как социально уязвимых людей, пострадавших от действий тех, кто стоит выше в иерархии. Это находит мощный отклик у зрителей, которые сами переживают мировые кризисы, адаптируясь к жизни в условиях неопределенности. Чувство тревоги за завтрашний день присуще каждому члену группы «Громовержцы» — еще вчера у тебя была работа и стабильность, а сегодня тебя пытаются стереть в порошок. Этот тонкий ироничный намек на общую боль аудитории работает прекрасно, вызывая сопереживание к персонажам, но не скатываясь в безысходность.

Приятный и эффективный элемент фильма — простое, но емкое обращение к теме психотерапии. Это сделано без излишних сложностей, но очень четко. Персонажи травмированы, их драматический опыт понятен любому обывателю. Это не последствия сывороток или пленов, а знакомые проблемы: зависимости, дисфункциональные семьи, предательство. Сильные эмоциональные раны не позволяют «Громовержцам» жить полноценной жизнью. Их истинный враг не костюмированный злодей, а собственная внутренняя боль, толкающая их в водоворот насилия и адреналина в поисках хоть какого-то смысла.

Что касается антагониста — он также работает замечательно, возможно, даже на подсознательном уровне. Роберт Рейнольдс, он же Боб, он же Часовой, предстает как человек с разрушительным прошлым, в которое сильные мира сего не вникли, а просто использовали его в своих экспериментах. Удачное решение авторов — не углубляться в бэкграунд персонажа, а лишь наметить конфликт между ним и де Фонтейн. Это создает не надуманное противостояние, а ситуацию, легко применимую к любому, кто сталкивался с агрессивной иерархией. В проблеме антагониста узнаются классические мотивы: «тебя используют», «никого не волнуют твои проблемы, главное — результат».

Болезненно и одновременно гениально этот конфликт переплетается со злым воплощением Роберта — Мраком. Это бесформенная темная сущность, способная одним движением превратить человека и всю его жизнь в безмолвный отпечаток. Когда Часовой демонстрирует свои истинные способности, невольно вспоминаются фотографии после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, где от людей оставались лишь темные силуэты на поверхностях. Ужас его силы и его личная трагедия переданы просто, понятно и без лишних слов.

Более того, эта суперсила не случайна; она служит мощным сюжетным двигателем для главной героини и ее личной драмы. Потрясающая сцена, где Елена не убегает от тьмы, а намеренно идет к ней, объясняет ее характер без единого слова. Она устала от жизни и страданий, прошлое не отпускает ее, и единственное, чего она хочет, — не спасать мир, а просто перестать существовать, раствориться во Мраке. К счастью, создатели дарят ей второй шанс: она не исчезает, а оказывается заточенной в мучительных воспоминаниях — бесконечном чистилище. Выбраться из него возможно лишь после того, как «Громовержцы» помогут Роберту, чье сознание спрятано в укромном уголке памяти.

Этот удачный философско-психологический слой стал возможен благодаря превосходному актерскому составу. Флоренс Пью («Время жить», «Маленькие женщины», «Оппенгеймер») подтверждает свой талант драматической актрисы: ее пластика и интуитивность заставляют безоговорочно верить каждому ее движению. Дэвид Харбор («Очень странные дела», «Хеллбой») — отличный образ нелепого отца-неудачника, слегка карикатурный, но с такой глубокой грустью в глазах, что даже золотые зубы не отвлекут от его жизненной трагедии. То же касается и Уайатта Рассела («Проклятые воды», «Сокол и Зимний солдат»), который постоянно выглядит так, будто готов расплакаться. Вместе они вовсе не «жалкие», как это иногда пытаются подчеркнуть в диалогах, а наоборот — понятные, человечные и максимально близкие зрителю. Да, в зале вы, возможно, услышите смех над историей о том, как в детстве одна девочка опозорилась на футбольном поле, но, если подумать — с кем не бывает?

К сожалению, фильму всё же не удается полностью оторваться от контекста кинематографической вселенной Marvel. Присутствуют сцены после титров с устаревшим юмором в духе «Мстителей в шаурмичной», где герои, которых только что показали глубоко драматичными и несчастными, внезапно упиваются своим новым статусом. Или совершенно нелогичная концовка, где «Громовержцев» представляют публике как новых Мстителей, и они почти с радостью принимают этот ярлык. Понятно желание развивать франшизу и давать фанатам знакомые элементы, но это портит «Громовержцев», которые могли бы стать сильной самостоятельной картиной с собственной философией и уникальным подходом к героям и проблематике.

Тем не менее, «Громовержцы» определенно заслуживают внимания. Это глоток свежего воздуха после череды не самых удачных проектов. Есть надежда, что этим фильмом Marvel найдет новый путь и будущие работы будут соответствовать заданной здесь планке качества.

Сергей Радонежский

Сергей Радонежский, проживающий в Хабаровске, заслужил репутацию одного из самых точных прогнозистов в спортивной журналистике. Его глубокое понимание футбола и других популярных видов спорта России сочетается с уникальным подходом к анализу статистики.

Спортивная онлайн-газета