Упоминание аниме «Оглянись» наверняка до вас доходило. Возможно, вы слышали, что геймдизайнер Хидэо Кодзима включил его в список любимых, или что это короткометражка от легендарного мангаки Тацуки Фудзимото, чьи работы «Огненный удар» и «Человек-бензопила» уже доказали его умение задевать самые тонкие струны души читателя. Напомним вкратце: «Огненный удар» повествует о герое, потерявшем сестру и вынужденном скитаться в поисках мести, превозмогая боль; а «Человек-бензопила» — история парня, который хотел лишь безопасности и любви, но стал орудием в руках манипулятора.
В плане драматизма «Оглянись» не уступает предшественникам. Сюжет рассказывает о девочке Фудзино, рисующей ёнкомы для школьной газеты. Она лучшая и привыкла к похвалам, пока не видит работы другой девочки, Кёмото, которая не ходит в школу, а присылает рисунки из дома. Фудзино просят отнести Кёмото диплом, так они и знакомятся.
Неожиданно выясняется, что талантливая Кёмото всегда была фанаткой работ Фудзино – ждала каждый выпуск, восхищалась сюжетами, расстраивалась, когда та перестала рисовать для газеты. Фудзино, не ожидавшая такого поворота, в ответ на помощь Кёмото с восстановлением уверенности в себе в мире рисования, становится для неё надёжной подругой, помогая побороть страх и начать выходить из дома.
Время идет, девочки вместе работают над ваншотами, делая себе имена в индустрии. Но Фудзино всегда впереди – её идеи лежат в основе, её имя чаще на обложках. Наступает момент, когда Кёмото выбирает свой путь, но для Фудзино это неприемлемо. Их дороги расходятся.
Примерно здесь аниме наносит удар. Даже если вы читали мангу и знаете, что произойдет. Остается лишь погрузиться в горько-сладкую атмосферу полной потерянности во времени и пространстве. Такое же ощущение испытывает героиня Фудзино, когда за секунду – оказавшуюся короче и тяжелее лет упорной работы – теряет огромную часть чего-то жизненно важного. Возможно, саму себя. И так до финала, пока она снова не сядет за стол, взглянет на утренний город и не приклеит ту самую четырехкадровую историю подруги над рабочим местом.
Внимание: Спойлер!
Кёмото трагически погибает во время нападения неуравновешенного парня в художественном колледже. Происходящее показано через призму вымышленной истории – будто Кёмото не умирает, а продолжает жить в параллельной реальности. Там её спасает Фудзино-каратистка, подоспевшая вовремя, чтобы предотвратить беду. Это почти детский способ справиться с травмой через подмену воспоминаний. Перехватывает дыхание от осознания невозможности изменить рок и судьбу, от несправедливости случившегося.
Интересно, что этот момент был в манге, и многие читатели заметили сходство с инцидентом поджога студии Kyoto Animation 18 июля 2019 года. Манга была немного изменена из-за этого, чтобы уменьшить параллели и избежать стигматизации психических расстройств. В итоге, в финальной версии мы видим, как убийца решает напасть на первого встречного в колледже, потому что ему кажется, что на него смотрят свысока.
Сама по себе манга, безусловно, хороша, но поражает, как тонко режиссер и сценарист Киётака Осияма адаптировал «Оглянись» для экрана. Хотя аниме максимально близко к тексту оригинала Тацуки Фудзимото, именно тонкие акценты Осиямы сделали его таким живым и «дышащим». Это его заслуга – контрапункт между множеством долгих бытовых сцен, где героини рисуют спиной к зрителю, под равномерный стук карандаша по бумаге, и до ужаса быстрыми и динамичными трагическими моментами. После них история начинает будто пожирать себя: миры смешиваются, мы перестаем различать вымысел и реальность. Идеально передано состояние человека, переживающего острую потерю.
Ну и, конечно, забавно наблюдать за акцентами на «оглядываниях» персонажей. Это и взгляд в прошлое, и желание увидеть их лица, а не спины, и те моменты, когда, например, Фудзино достаточно оглянуться, чтобы почувствовать свою важность для погибшей подруги, увидев её хаори, подписанное ею, висящее на двери на самом видном месте.
Ранее Осияма работал над дизайном персонажей в «Человеке-бензопиле» и отвечал за ключевую анимацию в «Моб Психо 100», Doraemon the Movie и FLCL Alternative. Здесь он сделал акцент на наполнении мира: красочные атмосферные фоны и пейзажи, такие же трогательные, как и рисунки Кёмото. Он позволил не только изображению, но и музыке внедриться в повествование, доподлинно передавая чувства героинь.
Потому что я думаю, что диалоги и рисунок могут многое, но этого недостаточно. Музыка действительно способна легко и просто передать их эмоции и то, что герои чувствуют внутри.
«Оглянись» – это действительно настоящее «кино». Нелинейное, чувственное, сделанное с любовью. Недаром маэстро Кодзима так эмоционально отозвался об этом аниме.
«Оглянись» — одно из самых замечательных аниме последнего десятилетия. Я написал о нем заметку. Меня потрясло до глубины души! Нежность, доброта и сила! Невероятной чуткостью и богатыми выразительными средствами оно превосходит даже фильмы с живыми актерами! Я был тронут настоящим и будущим индустрии развлечений! Аниме действительно потрясающее. Я уже заказал оригинальную мангу Тацуки Фудзимото и не могу дождаться, чтобы `оглянуться` на нее.