В каждом аниме есть задача грамотно представить множество персонажей, чтобы каждый мог сыграть свою роль в развитии истории. Однако иногда баланс нарушается: одни герои получаются значительно более яркими и удачными, чем другие. В то время как многие остаются лишь фоном, настоящей звездой шоу становится всего один персонаж. Это может быть связано с тем, что весь сюжет строится вокруг него, но порой даже второстепенные герои умудряются затмить главных протагонистов, захватывая внимание зрителя своей харизмой и уникальностью. Вспомним некоторых из них.
- Зеро Ту (Darling in the Franxx)
- Судьба (Takt Op. Destiny)
- Аянокодзи Киётака (Добро пожаловать в класс превосходства)
- Гленн Радарс (Хроники Акаши — худшего магического преподавателя)
- Сэйя Рюгуин (Этот герой неуязвим, но слишком осторожен)
- Аскеладд (Сага о Винланде)
- Курису Макисэ (Врата Штейна)
- Ехидна (Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире)
Зеро Ту (Darling in the Franxx)
Независимо от личного отношения к этой розововолосой героине, невозможно отрицать ее колоссальное значение для всего сериала. Если бы остался только главный герой Хиро или даже добавилась бы его потенциальная возлюбленная Итиго, этой паре не удалось бы создать ту искру и динамику, которыми наполнена Зеро Ту. В отличие от “Евангелиона”, с которым часто сравнивают “Франкс”, где есть несколько проработанных персонажей со своими сложными историями, здесь большинство других героев ощущаются довольно безликими.
Конечно, каждому персонажу уделяется немного времени для обозначения конфликта, но чаще всего это делается не для развития их собственной личности, а для раскрытия мира или поддержки центрального дуэта. Зеро Ту необходим конфликт с окружающим миром, чтобы ее трагическая история работала должным образом. И когда практически все остальные персонажи служат лишь для того, чтобы подчеркнуть ее значимость, неудивительно, что именно она сияет ярче всех.
Судьба (Takt Op. Destiny)
Рекламные аниме, созданные для продвижения чего-либо, часто сталкиваются с трудностями. Их промо-характер редко позволяет создать глубокую и цельную историю, из-за чего страдают многие аспекты. Лишь немногие сценаристы умеют работать в таком формате, создавая нечто яркое и запоминающееся, что оставляет зрителя под впечатлением, даже если общая картина не совсем ясна. В идеале такое аниме должно побудить аудиторию узнать больше о представленной вселенной.
“Такт. Опус Судьба” имел все шансы на успех: известная студия, оригинальная концепция и эффектные персонажи. Однако ограниченная продолжительность повлияла на многие элементы, за исключением главной героини — Судьбы. Именно на ее сюжетной линии сфокусировано все внимание. Главный герой Такт, подобно Хиро из “Франкса”, скорее выполняет роль поддержки для нее. Хотя по сюжету она его “Музыкарт” и помощница, его постоянные попадания в неприятности служат катализатором для раскрытия всего потенциала Судьбы. Это работает хорошо, хотя и слишком быстро.
Аянокодзи Киётака (Добро пожаловать в класс превосходства)
“Добро пожаловать в класс превосходства” тоже можно назвать театром одного актера, но актера весьма необычного. Он предпочитает оставаться в тени, проводя все свои манипуляции за кулисами, что очень нравится зрителям, ценящим многоходовые сюжеты. Это освежает на фоне типичных главных героев — либо неуязвимых силачей, либо пафосных амбициозных персонажей, пытающихся повторить путь Лелуша или Лайта Ягами.
Из-за централизации на Аянокодзи у аниме возникает другая проблема: подавляющее большинство второстепенных персонажей выглядят как безвольные марионетки, словно созданные для того, чтобы ими управляли. С одной стороны, в этом есть доля реализма, но Аянокодзи крайне редко встречает достойное сопротивление, поэтому ему не с кем разделить свое “царствование”. Ему приходится быть единственным ярким пятном, искусно маскирующимся под обычного ученика.
Гленн Радарс (Хроники Акаши — худшего магического преподавателя)
Этот молодой человек словно попал не в свое аниме. В клишированном и полном архетипов произведении адекватный и небанальный протагонист становится для зрителя настоящим сюрпризом. Складывается ощущение, что его прописывал кто-то совершенно другой, настолько чужеродным он выглядит в этом окружении. И дело не только в его исключительности, но и в контексте, в который он помещен.
“Хроники Акаши” — это фэнтези, которое выглядит как типичный представитель 2017 года, но и сейчас легко затерялось бы среди однотипных исекаев. Сюжет рассказывает о молодом преподавателе Гленне, пришедшем в магическую школу. Ему предстоит учить студенток, которые, кажется, уже прошли курсы по шаблонному поведению. Местная кошкодевочка отыгрывает роль кошкодевочки на максимум, стеснительная героиня — аналогично. Каждый второстепенный персонаж — это ходячий шаблон с прикрепленной сюжетной функцией. И только Гленн предстает как многогранная личность. У него есть слабости, но он компенсирует их находчивостью, совершает неожиданные поступки, он сбалансирован во всех отношениях. Это тот тип фэнтези-протагониста, которого хочется видеть на экранах чаще, вместо типичных перекачанных исекайных персонажей.
Сэйя Рюгуин (Этот герой неуязвим, но слишком осторожен)
У разных аниме-персонажей разные задачи. Кому-то достаточно просто не вызывать раздражения на фоне, пока другие делают основную работу. А некоторым нужно одновременно воплощать идею сериала, проходить через развитие и блестяще отыгрывать свою роль. Если персонажей первой категории тысячи, то второй — единицы, и Сэйя Рюгуин явно относится к последним. Ему достался сложный архетип осторожного героя, который нужно было раскрыть так, чтобы он не выглядел скучным. Стоило увлечься комедией — и все бы развалилось. Переборщить с драмой — стало бы удушающе. Здесь же удалось идеально соблюсти баланс.
Многое зависит от окружения. Боги местного Олимпа достаточно карикатурны для создания забавных ситуаций, а злодеи достаточно сильны, чтобы в боях с ними требовалась постоянная фэнтезийная смекалка. Замените Сэйю с его манерами, бесконечными подколами и неиссякаемой паранойей на другого персонажа, и вся уникальная формула рассыплется. Это прекрасный пример мастерского использования персонажа.
Аскеладд (Сага о Винланде)
Аскеладд из “Саги о Винланде” — не просто лидер наемников, превосходный воин и потомок Артория, но и первоклассный вор. Он так ловко “украл” роль протагониста у Торфинна во второй половине первого сезона, что к финалу вы уже почти не вспоминаете о назойливых криках последнего. В памяти остается лишь тяжелая и непростая судьба истинного короля Англии.
Первый сезон “Саги о Винланде” — это удивительный пример построения сюжета, где все события служат раскрытию одного единственного персонажа, который формально участвует в происходящем, но до самого конца скрывает свою истинную сущность. Никакие кричащие Торфинны, неоднозначные Кнуды или воинственные Торкели не способны воплотить столь витиеватый нарратив и занять ту ключевую роль, какую играет Люций Арторий Каст.
Курису Макисэ (Врата Штейна)
“Врата Штейна” во многом уникальное аниме, особенно по своим специфичным и эксцентричным второстепенным героям. Однако центральная идея воплощается через дуэт протагонистов — Окабэ Ринтаро и Курису Макисэ. И даже здесь есть неравенство, поскольку большая часть мотивации Окабэ напрямую связана с его взаимодействием с Курису.
Курису — весьма нетипичный персонаж, ведь высокомерных, но гениальных молодых ученых в аниме не так много. При этом Макисэ не застревает в одном архетипе — она может быть и милой, и стеснительной, и цундере, и даже выдать по-настоящему убойную шутку. Именно поэтому она регулярно попадает в топы лучших женских персонажей, а о “Вратах Штейна” часто говорят: “А, это же то аниме, где с Курису случилось…”.
Ехидна (Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире)
“Re:Zero” удивляет тем, как порой “наказывает” персонажей, выделяющихся на фоне типичного фэнтезийного окружения. Сначала под удар попала Рэм — скромная горничная внезапно затмила главную героиню Эмилию в фандоме. Она оказалась и образцовой поддержкой для протагониста Субару, и драматичным персонажем, и куда более цельной личностью. Сценаристы не замедлили с реакцией — Рэм отправляют в кому, а ее функции распределяют между другими. Казалось бы, все потеряно, но тут появляется Ехидна.
Эта героиня вышла на совершенно иной уровень. Она привнесла в сказочное и пестрое повествование Re:Zero так называемую “серую мораль”, подняв потенциальную философию сериала. К сожалению, вскоре подоспели три ведра черно-белой краски — Ехидну быстро “покрасили” в нужные цвета, утопив в шаблонном злодействе. И пусть многие запомнят ее за необычный фансервис, но без Ехидны второй сезон потерял бы значительную часть своей глубины и интереса.