Фильм «Пророк», вызвавший большой интерес этой зимой, теперь доступен в цифровом формате, что значительно упрощает его просмотр. Насколько уместно звучит рэп рядом с великими стихами из школьной программы, и действительно ли светский Петербург середины XIX века был таким энергичным и тусовочным? Давайте попробуем разобраться.
Сюжет фильма в общих чертах следует хрестоматийным событиям. Юный Александр Сергеевич (в исполнении Кая Гетца) еще в Царскосельском лицее демонстрирует свой независимый характер, отстаивая приоритет свободы и вольного духа. Его успеваемость оставляет желать лучшего, он рискует на запрещенных дуэлях, но при этом обладает неоспоримым талантом поэта. Его жизнь протекает среди бесконечных балов и более камерных петербургских встреч. Со временем, уже повзрослевший Пушкин с бакенбардами (Юра Борисов) за бурный образ жизни и вольнодумную поэзию по решению Александра Бенкендорфа (Сергей Гилев) ссылается из Петербурга в Михайловское. Там, вдали от столичной жизни, он ждет новостей от своих друзей.
Тем временем в столице происходит восстание декабристов, в котором участвуют близкие друзья и единомышленники поэта. Пушкин пропускает это судьбоносное событие, и это «предательство» сильно мучает его. Вскоре он отправляется в Петербург с надеждой на смену власти и отмену цензуры. Однако на престол восходит не Константин, которого так ждали декабристы с их Конституцией, а Николай I (Евгений Шварц). Тем не менее, «солнце русской поэзии» пытается найти общий язык с новым императором — они даже играют в теннис, обсуждая при этом различия во взглядах на государственное устройство. Это приносит свои плоды: Пушкина реабилитируют, разрешают печататься, и он возвращается к привычной светской жизни.
Однако период благополучия оказывается недолгим. Постепенно начинает сбываться зловещее пророчество, нашептанное когда-то ворожеей: бойся белой лошади, белой головы или белого человека. Поначалу всё шло хорошо: семейная жизнь с прекрасной Натальей Гончаровой (Алена Долголенко), дети, творчество, иногда балы. Но затем Пушкин решается на роковую дуэль с Дантесом, защищая честь жены. Он чувствует себя спокойно, ведь нет ни белой лошади, ни головы, ни человека. Спокойствие длится ровно до того момента, как он падает у Черной речки, смертельно раненный, и замечает, что его голову припорошило снегом. История обретает кольцевую структуру: Наталья выглядывает в окно и видит, как весь Петербург скандирует имя ее возлюбленного, но вместо радостных возгласов звучат лишь похоронные марши и колокольный звон.
С одной стороны, авторы фильма взялись за крайне сложную задачу — вместить целую жизнь великой личности в несколько часов экранного времени. С другой стороны, они, кажется, аккуратно прикрылись желанием создать яркий портрет эпохи, «стряхнуть пыль» с образа Пушкина и представить его в более современном и живом ключе. Справедливости ради, это не классический байопик — основные вехи жизни Александра Сергеевича, безусловно, присутствуют, но они приукрашены и поэтизированы как красивыми метафорами, так и выразительными музыкальными номерами. Именно в этом заключается сильная сторона фильма — его работа с тональностью повествования. Именно тональность определяет ключевую ставку на новизну интерпретации хорошо знакомых нам имен и событий.
С ним не надо было ничего придумывать — только прочитать всё что можно. Но “Пророк” ведь не историческая работа, не воспроизведение конкретной фигуры. Речь о впечатлении, о том, зачем нам вообще сегодня Пушкин. Мало, что ли, всего у нас было про Пушкина? Зачем он нам сегодня нужен, что он нам может дать? Вот что мне было важно понять.
В результате получилась сложная жанровая смесь, включающая элементы мюзикла, мелодрамы и, местами, исторического кино. Да, здесь есть рэп (момент спорный, но имеющий право на существование), да, есть танцевальные номера, но они не мешают общему восприятию картины. Это легкая, красочная буффонада, где исторические фигуры максимально приближены к нашей современности, со своими терзаниями, неловкими речитативами, изменами, клятвами и всем тем, что свойственно обычным людям.
Единственное, что не вполне согласуется с таким подходом, — это мотивации персонажей. Даже самого Пушкина порой трудно понять без дополнительных пояснений: почему он уводит чужих женщин, пьянствует, а между делом читает стихи жаждущей публике? Несмотря на это, удивительным образом портрет главного героя все же складывается. Пусть местами он кажется неполным и необоснованным, но он есть, и его легко полюбить. Существует теория, что команде режиссера Феликса Умарова просто очень повезло с выбором главного актера — Юры Борисова. Он оказался исключительно хорош и понятен в роли «солнца русской поэзии».
Это идеальный Пушкин. Местами нелепый и по-детски наивный, местами мудрый, серьезный, готовый сражаться до последней капли крови за свои убеждения. Он родной, такой, что хочется пригреть его на груди, даже когда он пьян и является ловеласом — какая разница, если он embodies народную душу.
Удачно совпавшая волна популярности Юры Борисова — его упоминание в контексте «Оскара», всеобщая поддержка в связи с этим — сыграла на руку как самому актеру, так и фильму «Пророк» и его промокампании. Перед премьерой Борисов появлялся в образе поэта в московском метро, раздавал прохожим цветы, катался по городу на белом коне. Неудивительно, что фильм вызвал мощную волну «сарафанного радио» — о нем, кажется, знали все, кто хоть сколько-нибудь интересуется кино. В итоге картина вполне закономерно заработала в прокате 1,6 миллиарда рублей.
Пущин (Илья Виногорский), Данзас (Роман Васильев), все друзья Пушкина. Они играли в карты, выпивали, вели какой-то разгульный в хорошем смысле образ жизни. Мне тоже приходилось там бывать, и я видел, что, когда они играли в покер, они раздавали еще Пушкину карты, т. е. он с ними играл. Я в первый раз спросил: `Это чьи карты?` `Это для Пушкина, это для Саши`, — говорили они. В общем, там была такая мистическая атмосфера, братство и невероятная энергетика.
Во-первых, в нем много легкости, нахальства, любви, смелости и драйва, и какую-то часть своего хронометража этот байопик справляется с главной задачей байопиков. А она, на мой заостренный `Учеником` и `Лимоновым` взгляд, заключается в том, чтобы характер фильма был конгениален характеру героя.
Легкость ощущалась не только в самом фильме, но и в процессе его создания. Режиссер Феликс Умаров стал неожиданным выбором, ведь он дебютант, да еще и очень молодой. Когда работа над «Пророком» только началась, Умарову было всего 26 лет, к моменту выхода фильма — 30.
Хотя и не основная, но важная функция фильма успешно выполняется — он популяризирует творчество Пушкина среди широкой аудитории. Картина, возможно, не несет глубокого смысла и не имеет большого значения для истории мирового кинематографа, но это приятное и яркое семейное кино. Оно позволяет на время отвлечься от проблем современного мира и предлагает легкую, альтернативную версию непростой исторической эпохи. Здесь нет подробного рассказа о декабристах и страшных жертвах во имя свободы (даже кадры с погибшими революционерами «украшены» милым белым кроликом, спокойно прыгающим среди тел), почти полностью игнорируется жестокость правящего режима, все острые углы максимально сглажены. Кого-то это может разочаровать или даже оттолкнуть от просмотра, но возразить нечего — фильм и не претендует на историческую достоверность или серьезную драму.