Международная автомобильная федерация (ФИА) сократила максимальные штрафы для гонщиков в автоспорте на 50%. Эти изменения являются частью пересмотра правил, который также позволит стюардам различать нарушения, совершенные на трассе и за ее пределами.
Обновленные правила о ненадлежащем поведении, включая использование нецензурной лексики, были введены в январе в Международный спортивный кодекс ФИА на 2025 год. Изначально они предусматривали увеличенные штрафы, а также возможность дисквалификации и лишения очков за повторные нарушения.
Как до, так и после этих изменений гонщики Формулы 1 и Чемпионата мира по ралли (обе серии проводятся под эгидой ФИА) выражали несогласие с суровостью наказаний. Претензии в основном были адресованы президенту ФИА Мохаммеду бен Сулайему.
Объявление ФИА в среду последовало за заявлением бен Сулайема в прошлом месяце о том, что он рассматривает возможность внесения изменений в правила после “конструктивной обратной связи” от гонщиков.
Бен Сулайем отметил: “Будучи бывшим раллийным гонщиком, я по собственному опыту знаю диапазон эмоций, с которыми сталкиваешься во время соревнований. Я провел всесторонний анализ в сотрудничестве с представителями семи Чемпионатов мира ФИА, клубных членов ФИА и других автоспортивных организаций.
Усовершенствования, о которых ФИА объявила сегодня в Приложении B, обеспечат дальнейшее продвижение лучших принципов спортивного духа в автоспорте, предоставляя при этом стюардам эффективные руководства для принятия мер против лиц, которые могут нанести ущерб репутации спорта. ФИА всегда будет стремиться сделать автоспорт доступным для всей нашей спортивной семьи.”
В среду ФИА опубликовала обновленную версию “Приложения B” Международного спортивного кодекса, в котором содержатся подробности о “руководстве по штрафам для стюардов”.
Ключевые изменения включают снижение максимального базового штрафа за ненадлежащее поведение гонщиков (включая нецензурную лексику) с 10 000 до 5 000 евро. Стюарды также получат возможность полностью приостанавливать действие штрафа за определенные виды нарушений, если это первое нарушение со стороны гонщика или команды.
Важно, что стюарды, следящие за соблюдением правил во время гоночного уик-энда, теперь смогут различать “контролируемую” и “неконтролируемую” среду. Это означает, что гонщиков вряд ли будут наказывать за нецензурную лексику непосредственно во время соревнований, но при этом они по-прежнему могут понести наказание за оскорбительные выражения на пресс-конференциях.
Кроме того, базовый штраф за более серьезные нарушения правил поведения также сокращен вдвое: с 40 000 до 20 000 евро.
ФИА сообщила: “После одобрения Всемирным советом по автоспорту путем электронного голосования, измененное Приложение B позволит стюардам различать контролируемую и неконтролируемую среду, фактически признавая разницу между языком, используемым в `неконтролируемой` и `контролируемой` среде. Контролируемая среда включает такие условия, как пресс-конференции, тогда как неконтролируемая среда относится к спонтанным комментариям гонщиков или команд на трассе или во время раллийного участка.”
Еще одно заметное изменение заключается в том, что оскорбление официальных лиц теперь будет наказываться спортивными санкциями, а не штрафами. ФИА заявляет, что этот шаг приводит ее в соответствие с практикой “других крупных мировых спортивных организаций”.
Нарушения со стороны гонщиков будут приводить минимум к штрафу в виде потери трех позиций на стартовой решетке. Нарушение со стороны руководителя команды или ее члена повлечет штраф в три позиции для обеих машин команды. За нарушения во время спринтерских сессий наказание будет менее строгим – пятисекундный штраф.
Объявление в среду появилось на фоне сообщений о том, что бен Сулайем предлагает изменения в уставе ФИА, которые, судя по всему, призваны усилить его контроль над руководящим органом автоспорта.
Как сообщило BBC Sport, бен Сулайем предлагает поправки, предусматривающие перенос сроков утверждения кандидатов для участия в предстоящих в декабре президентских выборах ФИА, на которых он сам намерен добиваться второго срока. Эти изменения также могут дать бен Сулайему возможность запретить любому кандидату баллотироваться против него.
Бывший чемпион мира по ралли Карлос Сайнс на прошлой неделе заявил о своем интересе к баллотированию на эту должность.
Sky Sports News обращался в ФИА за комментариями.
С момента вступления бен Сулайема на пост президента в декабре 2021 года его руководство ФИА окружено спорами.
В организации произошла беспрецедентная текучка кадров на руководящих должностях. Самым заметным недавним уходом стала отставка заместителя президента по спорту Роберта Рейда в прошлом месяце, который сослался на обеспокоенность курсом управления ФИА под руководством бен Сулайема.