Второй год подряд главной темой на Гран-при Саудовской Аравии стало будущее Макса Ферстаппена и его потенциальное продолжение карьеры в команде Red Bull.
В марте прошлого года Ферстаппен, казалось, был на грани ухода из команды из-за серьезной нестабильности и внутренних конфликтов среди руководства Red Bull и его окружения. Тот очень сложный период миновал, и Ферстаппен завоевал четвертый титул подряд, временно заглушив слухи о своем будущем.
Несмотря на то, что официальный контракт Ферстаппена с Red Bull действует до конца 2028 года, спекуляции продолжаются. Это связано с тем, что его соглашение содержит пункты о досрочном расторжении.
Одним из таких пунктов, по сообщениям, который мог бы привести к его уходу в прошлом году, было условие: если советник Red Bull по автоспорту Хельмут Марко покинет команду, Ферстаппен также может уйти.
На этот раз слухи подогреваются нестабильным стартом сезона для Red Bull. Многие, включая Марко, считают, что лучший гонщик в мире недолго будет терпеть болид, который не позволяет ему бороться за очередные титулы.
Понимается, что еще один стандартный пункт его контракта дает Ферстаппену возможность расторгнуть соглашение в конце сезона, если к летнему перерыву он окажется за пределами первой тройки в личном зачете чемпионата.
Вероятность реализации этого сценария сильно менялась от недели к неделе, даже от сессии к сессии, на протяжении первых пяти этапов сезона. Ферстаппен часто испытывал проблемы на тренировках, но затем прорывался вперед в квалификации и гонках.
После худшего уик-энда Red Bull в сезоне на данный момент в Бахрейне, где Ферстаппен финишировал лишь шестым (через неделю после победы в Японии, удивив McLaren), Марко выразил “большую озабоченность” будущим 27-летнего гонщика в команде.
Хотя эта озабоченность должна была уменьшиться после поула и второго места Ферстаппена в Джидде, укрепивших его третью позицию в личном зачете, на протяжении уик-энда было сказано немало, что добавило интриги в картину вокруг его будущего.
Вольфф: Mercedes не вела переговоры с Ферстаппеном
Когда Red Bull год назад столкнулась с внутренними неурядицами, руководитель Mercedes Тото Вольфф очень активно публично пытался привлечь Ферстаппена, ища замену Льюису Хэмилтону, уходящему в Ferrari.
В конечном итоге Вольфф признал поражение в попытке подписать Ферстаппена на 2025 год, и Mercedes выбрала пару: итальянского подростка Кими Антонелли и Джорджа Расселла. Однако австриец намекнул, что планирует возобновить попытки в будущем.
Последние волнения в Red Bull, а также тот факт, что ни у Расселла, ни у Антонелли нет контрактов после конца этого сезона, заставили многих предполагать, что Mercedes тихо пытается снова привлечь Ферстаппена.
Хотя “Серебряные стрелы” были в значительной степени неконкурентоспособны в рамках текущего регламента, который начался в 2022 году, многие прогнозируют им сильный старт после введения новых двигателей и шасси в следующем году.
По этой причине их считают очень серьезным претендентом на подписание Ферстаппена. Однако Вольфф публично отказывается подтверждать свой интерес на этот раз.
В субботу в Джидде он заявил Sky Sports F1, что Mercedes “не вела переговоров” с Ферстаппеном, и повторил свою прежнюю шутку о том, что он не будет “флиртовать на стороне, если счастлив в отношениях”, имея в виду свою удовлетворенность текущим составом пилотов.
Несмотря на слова Вольффа, немногие в паддоке верят, что он будет колебаться, если появится возможность подписать Ферстаппена.
Уступит ли Алонсо место в Aston Martin?
Другая команда, с которой активно связывают Ферстаппена, — это Aston Martin. На прошлой неделе итальянские СМИ сообщили, что команда из Сильверстоуна готова предложить ему 226 миллионов фунтов стерлингов за три года.
Владелец Aston Martin Лоуренс Стролл полон решимости сделать свою команду претендентом на чемпионство и уже предпринял несколько ключевых шагов: построил совершенно новую базу и подписал бывшего коллегу Ферстаппена из Red Bull — Эдриана Ньюи — в качестве управляющего технического партнера.
Осложняющий фактор в этом случае заключается в том, что у Aston Martin уже есть два пилота с контрактами на сезон 2026 года: Фернандо Алонсо и сын владельца Лэнс Стролл.
Предполагается, что Лэнс никуда не денется, пока Лоуренс руководит командой. Таким образом, привлечение Ферстаппена на 2026 год, по-видимому, потребует завершения карьеры 43-летнего Алонсо.
На вопрос в четверг в Саудовской Аравии, считает ли он Ферстаппена угрозой своему месту в 2026 году, Алонсо ответил: “Не думаю, у меня контракт на следующий год”.
Испанец добавил, что после того, как он испытает первый болид Aston Martin, разработанный Ньюи, в 2026 году, он будет готов перейти на другую роль в команде, чтобы способствовать потенциальному приходу Ферстаппена.
Выступая на пресс-конференции руководителей команд в Джидде в пятницу, руководитель Aston Martin Энди Коуэлл предпочел сосредоточиться на фактах о своем контрактном составе на 2026 год, а не отвечать на вопросы о Ферстаппене.
“Нам невероятно повезло иметь двух опытных пилотов, подписанных на следующие два года”, — сказал Коуэлл. “Это означает, что я могу просто сосредоточиться на улучшении работы команды и искусстве создания быстрого гоночного автомобиля”.
Может ли Ферстаппен взять паузу?
В паддоке также циркулируют слухи о том, что если Ферстаппен решит расторгнуть оставшуюся часть контракта с Red Bull, он может взять творческий отпуск в 2026 году, оценить ситуацию в чемпионате и выбрать оптимальный вариант на 2027 год и далее.
Трудно представить, что гонщик на пике своих возможностей решит отойти от дел на год, но Ферстаппен часто говорил о трудностях напряженного графика Формулы 1 и о том, как сильно он ценит время, проведенное с семьей и друзьями.
Стоит отметить, что если Ферстаппен выберет этот путь, Ferrari может стать еще одним вариантом для него, поскольку контракт Хэмилтона потенциально заканчивается в конце 2026 года.
Голландец ранее заявлял, что Ferrari была бы “потрясающей командой для выступлений”, но оговорился, что его приоритетом всегда является “быть в самой быстрой машине”.
Другой вариант для него — расторгнуть текущий контракт с Red Bull, но затем подписать новое соглашение с нынешними работодателями на еще большую сумму, чем сообщаемые 50 миллионов фунтов стерлингов в год, которые он зарабатывает сейчас.
Этот путь также даст Ферстаппену возможность подписать новый контракт с Red Bull только на 2026 год, а не до 2028 года, что позволит ему сохранить гибкость в выборе вариантов на 2027 год.
“Многие об этом говорят, кроме меня!”
Когда в четверг в Джидде Ферстаппену задали вопрос о ситуации, он явно не был настроен создавать заголовки.
Отвечая на вопросы о слухах вокруг своего будущего, Ферстаппен сказал: “Многие говорят об этом, но только не я”.
“Я просто хочу сосредоточиться на своей машине, работать с людьми в команде. Это единственное, о чем я сейчас думаю в Формуле 1. Я очень спокоен”.
В конечном итоге, если Red Bull продолжит обеспечивать Ферстаппену тот уровень производительности, который он показал в Саудовской Аравии, разговоры утихнут, поскольку он будет активно бороться за пятый титул подряд.
Однако тот факт, что Mercedes и Aston Martin явно не исключают попыток подписать Ферстаппена на следующий сезон, показателен: это, вероятно, говорит о том, что они сохраняют некоторую надежду на успех.
Справедливо предположить, что если форма Red Bull останется нестабильной, все внимание в паддоке будет приковано к тому, какое место Ферстаппен займет в личном зачете чемпионата через пару месяцев.